Мотокросс популярнее хоккея?
Шестидесятилетний спортсмен из Абакана Александр Толстихин две трети жизни посвятил мотоспорту.
Экипаж – это водитель и штурман, который стоит в коляске. В турнирных таблицах, как правило, указывают только фамилию водителя, но, по словам Толстихина, от штурмана зависит пятьдесят процентов успеха. Чтобы быть хорошим штурманом, нужен особый талант, и водитель, поменяйся он со штурманом местами, не справится.
– Мне рассказывали, что сейчас в российском мотокроссе больше любителей, чем профессионалов. И связано это с тем, что в 90-е мотоклубы по всей стране позакрывались, и многие смогли прийти в этот вид спорта только в зрелом возрасте, заработав денег на кроссовый мотоцикл.
– Да, любителей, которые начали поздно, сейчас больше, особенно среди одиночников. Они могут серьёзно подрасти, но профессионалов им уже не догнать. В Прокопьевске есть секция, в Анжеро-Судженске – молодцы, организовали. Но во многих крупных городах таких секций уже нет, только небольшие группы энтузиастов. В Абакане я руковожу секцией при ДОСААФ. Занимаются 25-30 человек – и дети, и взрослые. Воспитал нескольких победителей и призёров региональных соревнований. Технику сами спортсмены покупают. Недавно через Москву добился – дали четыре бэушных и один новый мотоцикл.
– Что с мотоспортом происходит в России и в мире?
– За рубежом моткросс очень популярен. В Лас-Вегасе, в других городах этот вид спорта собирает по 80 тысяч зрителей – это о чём-то говорит. У нас в Абакане соревнования по мотокроссу собирают от тысячи до пяти тысяч болельщиков. А на хоккей всего человек сто приходят.
– Мотокросс популярнее хоккея?
– В каждом регионе по-разному. Думаю, в Сибири мотокросс любят, потому что сибирякам нравится экстрим. У мотоспорта есть будущее. Если его поддержать, он станет хорошей формой организации досуга для болельщиков. Мотоспортсмены и физически крепкие, и эмоционально выдержанные, и как водители на дорогах хорошо себя зарекомендовали.
Европейский альянс
Прошлогодние соревнования по мотокроссу в Прокопьевске были заявлены как всероссийские, но в них участвовали только спортсмены Сибирского федерального округа. В этот раз благодаря тому, что проходили и этапы чемпионата для мотоциклов с колясками, приехали гонщики из европейской части страны.
Игорь Полухин из Каменска-Уральского Свердловской области. В прошлом году спортсмены рассказывали, что этот небольшой город, где проживает сто пятьдесят тысяч, – один из центров российского мотоспорта. Игорь подтверждает, что так и есть. Туда стягиваются талантливые мотогонщики со всей Свердловской области. В Каменске-Уральском областной Центр технических видов спорта, представлены разные ответвления мотоспорта.
– Мотокросс для одиночников и с колясками, ледовый спидвей и новая дисциплина сноу-байк – мотоциклы на гусеницах, – перечисляет уралец.
В начале 90-х здесь не только сохранили мотоспорт, но и одними из первых пересадили гонщиков на импортную технику. Бартер: местный завод японцам титановый лом, а японцы в обмен – кроссовые мотоциклы.
Игорь начинал как одиночник, но таких в команде было слишком много. В 2007 году пересел на мотоцикл с коляской и не пожалел. Как и предыдущий собеседник, Полухин – водитель. Его экипаж лидировал на первых двух этапах чемпионата. Но штурмана забрали в армию, Игорь нашёл замену, однако новый тандем ещё не добился слаженности. В Омске на третьем и четвёртом этапах показали не лучший результат, растеряв преимущество.
И ещё один экипаж – международный. Штурман живёт в Эстонии, водитель Игорь Родионов – в Петербурге. Родионов – мастер спорта, участник чемпионатов мира по мотокроссу, в том числе в нынешнем году. Штурман плохо знает русский, но во время заездов понимает Игоря без слов. Экипаж выступает на чемпионатах Эстонии и Латвии. Игорь говорит, что в этих странах мотоспорт развит лучше, чем в России. В маленькой Эстонии не меньше двадцати мототреков европейского уровня. По словам Родионова, на соревнованиях в Прибалтике к российским участникам относятся доброжелательно.
– Можно предположить, что на трёхколёсные мотоциклы пересаживаются спортсмены, которые не добились успехов на двухколёсных.
– Нет. Здесь добиться высоких результатов не так просто. Это, по сути, другой вид спорта, как и гонки на квадроциклах, на снегоходах. Кто на что учился, – отвечает Игорь.
– Разговаривал со спортсменами из провинциальных городов, а Санкт-Петербург – всё-таки вторая столица. Какая у вас ситуация с мотокроссом?
– Клубов практически нет. Мотоспорт держится только за счёт состоятельных родителей. Но купить спортивный мотоцикл – это ещё не всё. Поездки на соревнования очень затратны. Нужны команды, клубы.
– Мотокросс в России возрождается?
– Страна большая. Где-то возрождается, где-то нет. Стараемся, чтобы этот вид спорта развивался, поэтому и ездим – помогаем, подсказываем.
В этом году в чемпионате России поучаствовать не получилось – приехали только на заключительные этапы в Кузбасс по приглашению друзей из Анжеро-Судженска. На предпоследнем этапе, проходившем в Прокопьевске, экипаж Родионова финишировал первым. Второе и третье место заняли земляки Игоря Полухина – каменск-уральские экипажи Александра Зырянова и Александра Пупышева соответственно.
Выше речь шла о спортсменах, выступающих на импортных мотоциклах. У тех, кто соревнуется на отечественных, несколько другая схема чемпионата, но предпоследний этап тоже состоялся в Прокопьевске. В этой группе бронза у экипажа Леонида Ерютина (Прокопьевск), серебро – у Максима Мякишева (Гурьевск). Победил экипаж Андрея Ермолаева (Бородино, Красноярский край). Ермолаев признаёт, что японские мотоциклы легче и скороходнее, но на «Урале» соревнуется из принципа:
– Надо национальный класс мотоциклов возрождать. Иномарка с коляской стоит больше миллиона. Откуда у начинающего спортсмена такие деньги? А «Урал» – взял со штрафстоянки за пять тысяч, ремонтируй и выступай.
Чемпион не знает шоумена
Соревнования продолжались два дня. Рядом с мототреком иногородние участники разбили лагерь. Автомобили-фургоны – дома на колёсах. Навесы от дождя и солнца, палатки. Многие приехали с семьями. По поляне бегают маленькие дети, женщины прогуливаются с собаками на поводке. Псы игнорируют рев моторов – они тоже не в первый раз на мотогонках.
На складных стульях отдыхают женщина и мальчик, у их ног рыжая собака. Мальчику семь лет, его зовут Ярослав. Приехал из Барнаула. Ярослав – не родственник спортсмена, как я сперва подумал, а участник. На мотоцикл сел в три года, уже второе лето ездит на соревнования. Женщина на соседнем стуле – его бабушка, а приучать Ярослава к мотоспорту придумал дедушка. Бабушка гордится: в других городах мальчик занимал вторые и первые места. Но честный Ярослав признаётся, что соперников было немного.
В соседнем фургоне готовится к заезду Дарья Брежнева из Ленинска-Кузнецкого – единственная профессиональная мотоспорсменка Кузбасса и единственная представительница прекрасного пола на этих соревнованиях.
Начинающий Ярослав и кандидат в мастера спорта Дарья – одиночники. Их на соревнования приехало больше, и борьба в группах развернулась серьёзная.
У взрослых самым результативным стал томич, мастер спорта Константин Поздняков. В 2003 году он занял девятое место на чемпионате мира, на нынешних стратах показал хороший результат: первое место в классе 125 и третье в классе 250 куб. см. Константин, в отличие от других мотогонщиков, с которыми разговаривал, считает, что 90-е годы были не худшим временем в истории российского мотоспорта.
– Начинал в 1996-м. В те годы в Томске нормально всё было: секции работали, ежегодно покупались мотоциклы, и не «ЧеЗеты», а иномарки. Сейчас хуже всё. В последний раз кроссовый мотоцикл покупался в Томске на городские деньги в прошлом году, а до этого – в 2013-м.
Техническая сторона Константина занимает мало. Он умеет крутить гайки, но признаётся, что очень не любит. С представлением о мотогонщиках, которое у меня успело сложиться, Константин Поздняков совпал только в одном: не отождествляет себя с субкультурой байкеров.
– У байкеров своя тусовка, у нас своя. Мы спортсмены. Нам больше подходят эндуристы (эндуро – внедорожный мотокросс. – Прим. ред.). Мы тоже любим погонять по таким трассам, поэндурить.
– Как мотоспортсмены относятся к Александру Залдостанову, который прежде был известен под именем Хирург?
– А это кто вообще? – без сарказма спрашивает Константин.
Но уже через час он и другие спортсмены Хирурга-Залдостанова увидели. Байкер и шоумен приехал в Прокопьевск на торжественное открытие соревнований, и перед парадом участников стоял на сцене рядом с Сергеем Цивилёвым и мэром Прокопьевска Андреем Мамаевым. В отличие от руководителей области и города, Залдостанов речей не произносил, только лучезарно улыбался. А после того, как губернатор объявил благодарность и вручил денежные премии выдающимся кузбасским мотоспортсменам, – кемеровчанам Владимиру Клычкову, Виктору Сидорову, Андрею Сафронову; прокопчанам Кириллу Цвенгеру, Юрию Яценкову, Аркадию Трухину, Николаю Бондарю; спортсменам из Ленинска-Кузнецкого Геннадию Наймушину и Валерию Коробкову, вместе с Сергеем Цивилевым спустился вниз, чтобы спортсмены могли с ним сфотографироваться. Справедливости ради надо сказать, что желающие нашлись.
Смотрите фоторепортаж А. Новашова по теме: