Что такое СДВГ?
Как рассказала врач психотерапевт Центра лечения боли и реабилитации в Новокузнецке Ольга Балакина, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не лень, а нейробиологическое расстройство, затрагивающее работу головного мозга.
Представьте себе мощный мотор, работающий на полную мощность, но без надлежащего управления. Вместо плавного и целенаправленного движения получаются рывки, скачки и невозможность сосредоточиться на чем-то одном. Именно так работает мозг человека с СДВГ.
Мысли скачут хаотично, переключаясь с одной задачи на другую, не давая завершить ни одну из них. Отсюда и невозможность сосредоточиться, забывчивость, потеря вещей – все это симптомы, которые часто ошибочно принимают за лень.
Это довольно распространенное расстройство, встречающееся у 2-12% детей, чаще у мальчиков, чем у девочек. СДВГ может проявляться по-разному, сочетаясь с другими проблемами, и существенно влияет на учебу и общение со сверстниками. К сожалению, это не болезнь, которая просто проходит с возрастом. Хотя примерно у 30% детей симптомы СДВГ ослабевают или исчезают к взрослой жизни, для большинства это хроническое состояние, требующее понимания и поддержки.
Как проявляется СДВГ
СДВГ характеризуется двумя основными группами симптомов:
Проблемы с вниманием
Это не просто рассеянность. Дети и взрослые с СДВГ трудно концентрируются на задачах, легко отвлекаются на посторонние шумы или мысли. Им сложно довести дело до конца, они могут быть невнимательны к деталям, забывчивы и не организованы. В школе это проявляется в плохой успеваемости, трудностях с выполнением заданий и постоянном переключении с одного занятия на другое.
Гиперактивность и импульсивность
Человек может быть чрезмерно активным, постоянно двигаться, вертеться, не высиживать на месте. Он может прерывать других, говорить без умолку, быть импульсивным, принимать решения без обдумывания последствий. Эта гиперактивность может быть постоянной или проявляться только в определенных ситуациях.
Важно понимать, что эти симптомы не являются следствием плохого воспитания или лени. Это особенности работы мозга, которые требуют специального подхода к обучению и воспитанию.
Маскировка СДВГ под лень
В повседневной жизни симптомы СДВГ могут выглядеть как типичная лень:
Начав работу, человек с СДВГ может легко отвлечься на что-то другое, потеряв нить и бросив начатое.
Избегание сложных задач
Концентрация внимания требует усилий, которых может не хватать. Поэтому легче выбрать более простую, менее напрягающую деятельность.
Неорганизованность
Разбросанные вещи, неряшливый внешний вид – все это может быть следствием не лени, а трудностей с планированием и организацией.
Забывчивость
Постоянно забытые обещания, потерянные ключи или документы – не свидетельство безответственности, а проблема с рабочей памятью.
Важно помнить, что обычная лень – это сознательный выбор, который легко корректируется стимулами. С СДВГ всё иначе. Даже при сильном желании, человек может не справиться с рассеянностью и импульсивностью.

Влияние СДВГ на концентрацию, мотивацию и ощущение лени:
Основная проблема для людей с СДВГ – это трудности с концентрацией. Им сложно удерживать внимание на одной задаче, особенно если она монотонна или требует длительного сосредоточения. Это не лень, а физиологическая особенность.
-Проблемы с мотивацией также тесно связаны с СДВГ. Дефицит исполнительных функций мешает планированию, началу и завершению задач. Человек может хотеть что-то сделать, но испытывает колоссальные трудности с преодолением начального барьера. Это порождает разочарование и снижает мотивацию, - рассказала врач психотерапевт Центра лечения боли и реабилитации в Новокузнецке Ольга Балакина.
Именно из-за этих трудностей с концентрацией и выполнением заданий поведение человека с СДВГ часто ошибочно трактуют как лень. Но на самом деле, это не лень, а следствие нейробиологического расстройства, требующего понимания, поддержки и, возможно, специализированной помощи.
Лечение СДВГ: не только таблетки, но и тренировка мозга
Современная медицина предлагает фармакологическую коррекцию симптомов СДВГ, помогающую улучшить концентрацию и снизить импульсивность. Однако лекарства – лишь часть решения проблема. Они не учат мозг работать эффективнее, не повышают мотивацию напрямую. Для этого необходимы другие стратегии.
-Поведенческая терапия, включая когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и терапию принятия и ответственности (ACT), играет здесь ключевую роль. КПТ помогает выявить "затыки" в жизни человека, отработать новые поведенческие навыки и внедрить их в повседневную жизнь. ACT, в свою очередь, учит принимать диагноз, развивать осознанность и определять свои ценности – мощный инструмент для повышения мотивации к изменениям, - рассказала врач психотерапевт Центра лечения боли и реабилитации в Новокузнецке Ольга Балакина.
Преодоление “лени” при СДВГ
Для человека с СДВГ “лень” часто является результатом неумения эффективно управлять своим временем и вниманием. Вот несколько стратегий, которые могут помочь:
-Планирование – это не просто список дел, а компас. Ежедневное планирование – это не просто список, а карта, помогающая ориентироваться в потоке задач. Важно выбирать планировщик, который подходит именно вам, отмечать не только "нужно", но и "хочу", учитывая свои предпочтения, - рассказала врач психотерапевт Ольга Балакина.
Внешние триггеры – напоминания для забывчивого мозга. Используйте внешние напоминания – будильники, заметки, яркие стикеры – как сигналы для мозга. Они компенсируют проблемы с рабочей памятью.
-Учитесь оценивать время, затрачиваемое на задачи. Лучше завысить временные рамки, чем недооценить их. Записывайте свои оценки и отслеживайте фактическое время, чтобы лучше понимать свои ритмы, - рассказала Ольга Балакина.
Утренний стресс – враг продуктивности. Подготовьтесь к утру с вечера. Соберите вещи, составьте список дел. Утренняя суета будет меньше, а мозг сможет лучше сосредоточиться на задачах.

Как СДВГ влияет на самовосприятие и эмоциональное состояние
Люди с СДВГ часто сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Они могут быть невероятно продуктивными в одних областях и не быть такими в других. Эта непоследовательность в мотивации и производительности – один из самых сложных аспектов жизни с СДВГ, порождающий внутренний конфликт и влияющий на эмоциональное состояние.
Как эмоции управляют фокусом внимания
Ключ к пониманию этого парадокса кроется в нейробиологии. Когда человек с СДВГ сталкивается с действительно интересной задачей, происходит мгновенная, неконтролируемая перестройка химического состава мозга. Это не вопрос воли или лени, а физиологический процесс, управляемый эмоциями. Как подчеркивал нейробиолог Джозеф Леду, бессознательные эмоции являются мощнейшими мотиваторами наших действий и мыслей. Они управляют всем: от выбора приоритетных задач до поддержания концентрации и принятия решения вообще что-либо делать. И положительные, и отрицательные эмоции играют здесь ключевую роль.
Нейронная связь и рабочая память: два врага фокуса
Способность к концентрации и эффективности при выполнении определенных задач, на фоне хронической неспособности сосредоточиться на других, объясняется двумя факторами:
Нейронная передача: Проблемы с нейронной коммуникацией мешают эффективному обмену информацией в мозге. Стимулирующие препараты, улучшающие эту коммуникацию, подтверждают эту гипотезу.
Слабая рабочая память: Рабочая память нужна, чтобы помнить о приоритетах. У людей с СДВГ она часто ослаблена, что затрудняет сопоставление текущих задач с долгосрочными целями и мотивацией. Они с трудом связывают воедино различные воспоминания, связанные с выполнением или невыполнением задач, теряя из виду общую картину.
Самосознание и эмоциональные последствия:
Люди с СДВГ часто осознают свои трудности с мотивацией, что может приводить:
Самокритике: Постоянное чувство несоответствия ожиданиям, ощущение собственной неполноценности и неспособности контролировать себя.
Фрустрации: Разочарование от неспособности выполнить задачи, даже при наличии желания.
Тревоге и депрессии: Хроническая борьба с самим собой, неуверенность в себе и постоянное напряжение могут привести к серьезным психическим проблемам.
Понимание того, что трудности с мотивацией – это не лень, а следствие нейробиологических особенностей, крайне важно для эмоционального благополучия человека с СДВГ. Принятие своего состояния и поиск подходящих стратегий управления вниманием и мотивацией – это путь к более спокойной и продуктивной жизни. Профессиональная помощь в этом вопросе может быть неоценима.
Как окружающие могут помочь детям с СДВГ
Семья – это не поле битвы, а опора:
-Представьте себе ребенка, чей мозг работает на бешеной скорости, но постоянно отвлекается. Он не может сконцентрироваться, забывает, что ему сказали, и кажется “ленивым” или непослушным. Для родителей это может быть очень тяжело. Авторитарный стиль воспитания здесь совершенно противопоказан. Он только усугубит ситуацию, усилив чувство бессилия и неуверенности у ребенка, - рассказала врач психотерапевт Центра лечения боли и реабилитации в Новокузнецке Ольга Балакина.
Вместо этого нужна терпеливая и чуткая поддержка. Родителям нужно постепенно передавать ребенку ответственность, создавая условия для совместной деятельности. Это не значит баловать, а помочь малышу научиться саморегуляции и контролю.

Практические советы родителям:
Режим дня
Строгий режим дня с достаточным количеством сна – это основа. Усталость усиливает все симптомы СДВГ.
Питание
Сбалансированное питание с достаточным количеством омега-3 жирных кислот, магния и витаминов группы В – это не просто здоровая еда, а поддержка работы нервной системы. Ограничьте быстрые углеводы (сладкое, мучное).
Организация пространства
Создайте в детской комнате упорядоченное пространство, где каждая вещь имеет свое место. Это поможет ребенку легче ориентироваться и снизит уровень стресса от постоянной неорганизованности.
Устранение отвлекающих факторов
Во время занятий ребенка необходимо оградить от лишних раздражителей – выключить телевизор, телефон, обеспечить тишину.
Право выбора
Давайте ребенку право выбора в разумных пределах. Это помогает ему почувствовать контроль над своей жизнью и снижает чувство беспомощности.
Четкие инструкции – избегайте многословия
Инструкции должны быть короткими и понятными, без лишней информации, уговоров или угроз.
Реалистичные задачи
Ставьте перед ребенком достижимые цели, чтобы он мог испытывать чувство успеха. Поощряйте его за успехи, используйте наглядные поощрения.
Найдите его талант – путь к самооценке: Помогите ребенку найти занятие, в котором он будет успешен. Это повысит его самооценку и социальную адаптацию.
Любовь и понимание – самое эффективное лекарство
-Важно помнить, что даже самая эффективная терапия будет малоэффективной без поддержки семьи. Любовь, терпение и понимание – это основа, на которой строится успешная адаптация ребенка с СДВГ. Это не просто слова, а мощный инструмент, помогающий преодолеть трудности и раскрыть весь потенциал малыша. Превратите сложности в возможности, и вы увидите, на что способен ваш ребенок, - рассказала врач психотерапевт.
Раскрытие потенциала
Образование: нестандартный подход к обучению – ключ к успеху
Школьная среда, ориентированная на пассивное восприятие информации и длительное сидение за партой, может стать настоящим испытанием для ребенка с СДВГ.
Его мозг, словно неутомимый двигатель, нуждается в движении, стимуляции и разнообразии. Поэтому традиционные методы обучения часто оказываются малоэффективными, и ребенок, не справляясь с задачами, получает ярлыки “ленивый” или “неспособный”.
Что нужно изменить:
Мультимодальный подход: Использование различных методов обучения – визуальных, аудиальных, кинестетических – позволяет задействовать разные каналы восприятия и удержать внимание ребенка.
Интерактивность и активность: Занятия, включающие движение, игры, групповую работу, делают процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Индивидуальный подход: Учет индивидуальных особенностей ребенка, его сильных и слабых сторон – основа успешного обучения. Необходимо подбирать задания, которые соответствуют его способностям и интересам.
Положительное подкрепление: Поощрение и поддержка укрепляют уверенность в себе и мотивируют к дальнейшей работе.
Дифференцированный подход: Разные ученики усваивают информацию по-разному. Предоставление различных вариантов заданий и материалов позволяет каждому ученику работать в своем темпе и на своем уровне.
Физическая активность: Включение физических упражнений в учебный день помогает улучшить концентрацию и снизить уровень стресса.
Рабочая среда: Взрослые с СДВГ также сталкиваются с трудностями на рабочем месте. Однако правильно организованная рабочая среда может помочь им максимально реализовать свой потенциал.
Ключевые моменты:
Гибкий график: Возможность выбирать время для выполнения задач позволяет лучше распределять энергию и концентрироваться на наиболее продуктивных периодах.
Разнообразие задач: Монотонная работа утомляет мозг, поэтому чередование различных видов деятельности помогает поддерживать концентрацию.
Минимальное количество отвлекающих факторов: Организация рабочего пространства, минимизирующая посторонние шумы и визуальные раздражители, способствует лучшей концентрации.
Использование технологий: Специальные приложения для управления временем, напоминания и планирование помогают людям с СДВГ организовывать свою работу.
Поддержка коллег и руководства: Понимание и поддержка со стороны окружающих помогают снизить стресс и повысить мотивацию.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Этот метод помогает развить стратегии управления временем, повышения концентрации и снижения гиперактивности.
СДВГ: развенчиваем распространенные мифы
Миф 1: СДВГ – это только детская проблема.
Хотя СДВГ часто диагностируется в детстве, он не исчезает с возрастом. 60-80% людей, у которых СДВГ проявлялся в детстве, продолжают сталкиваться с его симптомами во взрослой жизни. Это значит, что трудности с концентрацией внимания, импульсивностью и планированием могут влиять на работу, отношения и общее благополучие.
Миф 2: СДВГ – это просто невнимательность.
СДВГ – это гораздо сложнее, чем просто “рассеянность”. Это целый комплекс трудностей:
Управление вниманием: Требует значительных усилий, концентрация нарушается, мысли скачут с одного на другое.
Импульсивность: Приводит к поспешным решениям без обдумывания последствий.
Проблемы с мотивацией: Затрудняет начало и завершение задач, особенно если они не вызывают немедленного интереса.
Миф 3: Если можешь часами сидеть в телефоне – значит, с вниманием все в порядке.
-Это не так. Люди с СДВГ способны на “гиперфокус” – полное погружение в интересную деятельность, когда все остальное отходит на второй план. Это как будто мозг находит “ключик”, и тогда концентрация становится феноменальной. Но это не означает отсутствие СДВГ, а лишь одну из его особенностей. Рассеянность и гиперфокус – две стороны одной медали, - рассказала врач психиатр, психотерапевт Центра лечения боли и реабилитации в Новокузнецке Ольга Балакина.
Почему важна своевременная диагностика и лечение СДВГ
Дети
Без поддержки и коррекции СДВГ может привести к проблемам с учебой, низкой самооценкой, трудностям в общении и даже риску асоциального поведения.
Взрослые
Непролеченный СДВГ может негативно влиять на карьеру, финансы, вызывать стресс и тревожные расстройства.
Обращение к специалисту (детскому или взрослому психиатру или неврологу) позволяет поставить точный диагноз. Симптомы СДВГ могут быть похожи на другие состояния, поэтому нужна профессиональная оценка.
Разработать план лечения и поддержки:
Это может включать терапию, медикаментозную коррекцию, а также обучение стратегиям саморегуляции.
Улучшить качество жизни: Своевременная помощь значительно повышает шансы на успешную адаптацию и достижение потенциала.
-Для диагностики СДВГ у детей нужно обратиться к детскому неврологу или психиатру, для взрослых — к взрослому психиатру или неврологу. Важно понимать, что признаки СДВГ могут пересекаться с другими состояниями, такими как тревожные расстройства, депрессия, нарушения сна или проблемы со слухом, поэтому точный диагноз может поставить только специалист после детального изучения симптомов, - рассказала Ольга Балакина.