«Проезжаем через круги ада!»: как похорошел Новокузнецк за четыре года после транспортной реформы

18 ноября 2020 года в Новокузнецке стартовала транспортная реформа. Основные изменения касались замены старых ПАЗиков на новые синие низкопольные автобусы, а также пересмотра маршрутной сети и способов оплаты проезда. Однако, несмотря на амбициозные планы администрации города, реформа оказалась спорной и привела к негативным комментариям со стороны горожан. Так в социальных сетях жители до сих пор пытаются достучаться до власти и разобраться в ситуации, а мы понаблюдали за этим в одном из местных пабликов.

«Проезжаем через круги ада!»: как похорошел Новокузнецк за четыре года после  транспортной реформы
Фото: Vse42.ru

Как всё начиналось

Администрация Новокузнецка в конце 2020 года решила не продлевать контракты с частными перевозчиками и сократила количество маршрутов с 82 до 52. Тогда было принято решение заключить контракт по перевозке население с фирмой «ПитерАвто», рейтинг которого уже несколько лет, не превышает 1.3 звезды ни на одном из сайтов с отзывами. В результате такого изменения были созданы новые маршруты с пересадками и внедрена «Единая транспортная карта», которая должна была упростить процесс оплаты пересадочных тарифов. Новые синие автобусы, работающие на газе, были оснащены системой климат-контроля и безналичного расчета. Однако, несмотря на все эти новшества, жителям города пришлось столкнуться с целым рядом проблем.

Фото: Vse42.ru

К чему пришли?

С момента внедрения реформы начались серьезные сбои в работе общественного транспорта. У многих пассажиров не получалось вовремя добраться до своих рабочих мест, школ, садиков, так как транспорт задерживался, ломался, не выходил на рейсы в связи с погодными условиями, а ожидание между пересадками могло длиться до 40 минут. Кроме того, часть автобусов вовсе не выходила на линию - новые водители не знали маршрутов, а местные отказались работать у нового перевозчика. Все эти факторы приводили к тому, что на остановках образовались огромные очереди, а люди вынуждены были ждать автобусы чуть ли не по часу, что продолжает быть актуальным и спустя четыре года. Но руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий считает иначе.

- Автобусы принадлежат определенным перевозчикам, тогда (имеется ввиду начало реформы) город и администрация выставляли запрос для всех транспортных компаний, а в момент поступления автобусы были проверены в соответствии со всеми критериями. Всё было в хорошем состоянии, — рассказывает Денис Новохатский.

Фото: Vse42.ru

Отдельно хочется затронуть тему пересадок. Система пересадок и «Единого билета» между автобусами не распространялась на некоторые маршруты. Также людям изначально обещали, что маршруты будут синхронизированы – вышел из одного автобуса и сразу пересел в другой. Но по факту - это бесполезная трата времени, выходишь из одного автобуса, а потом долго ждешь еще один. И за пересадку платишь. Хотя людям прямо обещали, что она будет бесплатной.

- На данный момент по данным статистики только 10 процентов населения города пользуются пересадками, - отвечает Денис Новохатский.

Мы пытались узнать у Дениса, где можно ознакомиться со статистическими данными, на которые он ссылается, но от ответа на этот вопрос глава проектного офиса уклонился.

Со временем пересадочный тариф и вовсе отменили, так что теперь проезд с одной пересадкой стоит 66 рублей, а это значит, что минимум в день человек отдает 132 рубля на дорогу, то есть - примерно 3036 рублей в месяц с пятидневной рабочей неделей.

Правда, в продаже теперь есть транспортные карты, где дневной проездной стоит 180 рублей, а кататься целый месяц вы сможете за 1500 рублей. Но выгода от карты работает только для школьников и пенсионеров, а также студентов. Но никак не для среднестатистического жителя города, коих среди пассажиров большинство. В общем, просто еще одна бесполезная карточка в кармане.

Что говорят люди?

«Зачем нужна была такая реформа? Реформы должны улучшать жизнь, а не ухудшать. Кому стало лучше в результате этой реформы?» - комментарий жителя.

Новые низкопольные автобусы, заменившие ПАЗики подвергаются особо яростной критике. Обычно из-за размеров и невозможности маневрировать на дорогах, и из-за общего неудобства салона: высоких сидений, скользкого пола, отсутствия удобных поручней.

Фото: Vse42.ru

«Чтобы забраться , в прямом смысле слова, пожилому человеку в автобус, который не подошёл к поребрику, особенно зимой, из за накатанного льда, нужно сесть на шпагат. Далее, в салоне несколько мест для инвалидов и кто с детьми, а опять же пожилой человек не всегда сможет забраться с низкого пола на сидение, которое очень высоко! В салонах передвижной каток!» - комментируют новокузнечане.

Многие жители отметили, что автобусы холодные и часто ломаются. Кроме того, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями было сложно входить в автобусы, так как они не всегда подходили к платформе. Салоны автобусов часто оказывались грязными, а условия для пассажиров оставляли желать лучшего.

«Все автобусы уже убитые, холодные, народу много уехать не может, стоят по 30 минут в ожидании автобуса...Кондиционеры с отоплением не работают, хамство некоторых водителей запредельно , салоны нередко грязные настолько словно шахтёров до этого возил , щели у форточек в палец толщиной , часто саморезов на своих местах не хватает что на полу , что на потолке» - жалуются в соцсетях.

Ещё одна проблема: даже если вы дождались автобуса, в него ещё нужно попасть. По словам горожан, часы пик многие автобусы заполнены настолько, что в них физически невозможно войти. И люди вынуждены оставаться на остановке.

Фото: Vse42.ru

- Раньше почти не было такого, чтобы я не смог войти в автобус, потому что он переполнен. По пальцам такие случаи можно пересчитать. Теперь это – в порядке вещей, раз-два в неделю остаюсь куковать на остановке. Может быть, на бумаге у них там всё и сходится, а в реальности мы опаздываем или платим бешеные деньги за такси, - возмущается ещё один житель Новокузнецка.

Что говорит администрация города?

Администрация города оправдывает изменения необходимостью оптимизации маршрутной сети.

- Действующая маршрутная сеть составлена на основании интенсивности пассажиропотока на том или ином маршруте, востребованности маршрута в определённое время суток, - сообщает мэрия.

А также отсылает на перевозчика. Вот, компания «ПитерАвто» всем требованиям соответствует, в городе более чем 170 единиц транспорта, который ходит с интервалами по 15 минут. Ну да часто сбиваются маршруты, но это от того, что ДТП, пробки, поломки, погода, бураны. Однако местные жители уверены, что реформа ухудшила транспортную доступность и создала больше проблем, чем решила.

Фото: Vse42.ru

- Каждый год проходит проверка, и. условно говоря, что за 4 года проверки показывают, что все намного лучше стало. Обращений было намного меньше, особенно в прошлом году. В этом году проверки уже проведены перевозчики уже отчитались о состоянии транспорта, — комментирует Денис Новохатский.

Хотя администрацией и предлагается решение с помощью звонка на «горячую линию», комментаторы продолжают утверждать, что никаких существенных изменений от этих звонков не происходит.

Подводим итоги (и надеемся, что они промежуточные)

Факт №1. Автобусов в городе явно не хватает – слишком много пассажиров пишет об этом. На бумаге, возможно, всё в порядке. Но попробуйте объяснить это человеку, который регулярно остаётся на остановке, потому что салон общественного транспорта переполнен. Для такого пассажира транспортная реформа – точно не шаг вперёд. И никакие статистические выкладки Дениса Новохатского его не переубедят.

Факт №2. Кто-то сочтёт это кощунством, но давайте смотреть правде в глаза: с точки зрения пассажира «Волгабас» - плохой автобус. Он совершенно не рассчитан на перевозку людей в часы пик, когда салон заполняется полностью. Горизонтальных поручней нет над целыми пролётами, поэтому пассажиры, занимающие стоячие места зачастую просто заваливаются на тех, кто сидит. А для тех, кому повезло оказаться поблизости от хитро расположенных ступеней, поездка и вовсе превращается в испытание на стойкость и мужество. По вентиляцию и обогрев нет нужды и говорить  - те, кто регулярно пользуются, давно оценили. 

Фото: Vse42.ru

Да, «ПАЗы», которые так ругали инициаторы реформы, тоже, мягко говоря, не вершина автомобилестроения. Но у них имелись ровный пол и поручни на всей протяжённости салона. А главное, их было больше, чем модных синих автобусов. Так что подождать следующего – не казалось проблемой. Да, они ломались, но и «Волгабасы» - далеко не идеал надёжности - новости об их поломке нередко появляются у нас на сайте. Таким образом, каждая поломка красивого синего автобуса намного больнее бьёт по горожанам.

Факт №3. Оптимизацию маршрутов так и не довели до ума: ряд прямых рейсов исчез, а пересадки занимают неоправданно много времени и денег. Слова Дениса Новохатского о том, что пересадками пользуются только 10% жителей, никого не успокаивают. Во-первых, каким образом проводились статистические исследования, руководитель проектного бюро так и не объяснил. А во-вторых и в главных, 10% новокузнецких пассажиров – это тысячи налогоплательщиков и избирателей. Почему можно закрывать глаза на их интересы, комфорт и финансовую безопасность?

Фото: Vse42.ru

Впрочем, транспортная реформа всё ещё может достичь своих, безусловно, благих и важных целей. При том условии, что власти города будут анализировать ситуацию, признавать и исправлять собственные ошибки. Какие-то выводы уже сделаны: перевозчик «Питеравто» лишился части маршрутов, а нехватку водителей исправляют обучением новых кадров. Возможно, со временем и неудобные «Волгабасы» уступят место настоящему городскому транспорту, пересадка превратится в мимолётную часть поездки, а выражение «не влез в автобус» станет полузабытой легендой. Нужно ведь всегда верить в лучшее, верно?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру