«Почему ты не уходишь, дура?»: израильский психолог о домашнем насилии в России

Согласно календарю ООН, 25 ноября – всемирный День борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Тема горячо обсуждается во всём мире уже немало лет. Мы же хотим поговорить не только о насилии над женщинами, а о домашнем насилии вообще. Разобраться в сложной и болезненной теме нам поможет эксперт из страны, где достигли серьёзных успехов в борьбе с любыми видами насилия.

«Почему ты не уходишь, дура?»: израильский психолог о домашнем насилии в России

Занимательная статистика

В России первые попытки ввести законопроект о семейно-бытовом насилии начали в 2019 году, а формулировка закона была частично разработана ещё в 2016. Согласно опросу, проведённому РБК необходимость принятия закона поддерживали 90% населения России. Несмотря на это, в 2020 году Совет Федерации отложил работу над законопроектом в связи с пандемией. К его рассмотрению до сих пор не вернулись. Таким образом, домашнее насилие до сих пор не признается в качестве отягчающего обстоятельства при совершении какого-либо преступления, а законодательство не содержит положений, усиливающих наказание за акты домашнего насилия, и не различает домашнее насилие и насилие, совершенное посторонними лицами.

До сих пор всё, что касается домашнего насилия на территории России декриминализировано. По сути, платишь 500 рублей штрафа и преступник свободен. А что касается жертвы… Что будет вытворять дома разозлённый штрафом насильник, уже никого не волнует. Когда будет тело, тогда и заведут уголовное дело.

Плюс ко всему, в России до сих пор нет цифр официальной статистики жертв домашнего насилия. Последняя актуальная на данный момент, относится к 2018 году и составляет 3763 жертвы (речь только о женщинах). Хотя и этим цифрам доверять нельзя, ведь многие дела, которых нет в статистике, оформлены, как смерть на почве конфликта. Конфликт в данном случае никак не относится к домашнему насилию, ведь у конфликта нет систематики, нет продолжительности. Вспыхнул и завершился. А вот с жертвами или нет - совершенно другой вопрос.

Однако в 2021 году появился волонтерский проект, который решил заняться подсчетом жертв. Волонтёры проанализировали более 80 тысяч приговоров о убийствах. И опубликовали страшные данные: за 9 лет более 18 тысяч женщин в России было убито только в домашних конфликтах. Из них 53% погибли от рук неофициального партнера, то есть сожителя, и только 13% — от рук мужей и других близких родственников. И каждая пятая из этих женщин ранее обращалась в правоохранительные органы, с заявлениями на насилие со стороны её будущего убийцы.

А вот некоторые подробности от волонтёров «Алгоритма света»

- За последние 9 лет 736 миллионов женщин в мире пострадали от домашнего и других видов насилия.

- Женщинам, погибшим в результате насилия в России, в среднем наносят от 56 до 100 перед смертью.

- Зачастую убийства на почве домашнего насилия происходят после драки.

- По статистике самыми распространенными причинами драк, а в итоге смертей, являются вопросы финансов и ревность.

- Как правило, женщина в 70% случаев не проявляет физическую агрессию в ответ. Чаще всего в приговорах звучат фразы: «Она унижала его мужское достоинство», «Она говорила ему, что он не мужчина». И в некоторых регионах это остается оправданием насильственных действий по отношению к жертве.

- Также более половины случаев домашнего и других видов насилия были совершены в результате алкогольного опьянения. Алкоголь становился катализатором насильственных действий.

- Также, чтобы скрыть преступление, мужчины после убийств снимали с жертв украшения, чтобы подстроить это под ограбление.

- Самыми распространенными орудиями убийства являются кухонные ножи, кулаки, ноги.

Пока депутаты Госдумы предаются мудрым размышлениям о необходимости закона о домашнем насилии, обратимся к примеру других стран. Точнее – страны. В настоящее время наименее лояльное к домашнему насилию законодательство - израильское. Поэтому сегодня мы решили пообщаться с экспертом именно из этой страны. Роман Зак родился в Кемерове и окончил социально-психологический факультет КемГУ. Сейчас он - профессиональный психолог, который более 7 лет работал в Центре для агрессивных мужей в Израиле.

Что за «Центр»?

В Израиле до 1980-х годов не существовало закона, который регулировал бы отношения в семье. Со временем законопроект появился, причём достаточно суровый. Теперь мужчину можно было посадить в тюрьму только на основании словесной жалобы, без доказательств, следов побоев или показаний свидетелей. Заодно в стране ввели классификацию видов насилия. В неё входят не только физическое или сексуальное насилие. Оскорбление, например – это эмоциональное насилие. Монополия на семейный бюджет – финансовое насилие. Всё это – уголовные преступления, за которые грозит тюремный срок.

Тогда в Израиле и стали появляться Центры агрессивных мужей. Они создавались как места реабилитации для людей, применивших любой из видов насилия. Это не тюрьма – пациентов здесь содержат в комфортных условиях, с бесплатным питанием и терапевтическими программами. Время пребывания – от четырёх месяцев до одного года.

Со временем в такие Центры стали направлять и людей, совершавших и более опасные преступления.«Заключенные» поначалу воспринимали Центр как место отдыха, однако спустя время снова возвращались в тюрьмы, потому что не выдерживали терапии. Однако, по статистике, те, кто попадал в тюрьму в обход Центра, в 80% случаев возвращались позже в тюрьму за те же преступления. После реабилитации в Центре не больше 40% вновь совершали подобные преступления.

А в настоящее время такие организации хоть и сохранили название «Центр агрессивных мужей», но работают с пациентами любого пола и возраста. Другими словами, стараются искоренить домашнее насилие вообще.

Только ли женщины - жертвы?

Очень важно не видеть разницы между жертвами насилия, уверен Роман. Он призывает не зацикливаться на формулировке «насилие над женщиной».

- Если раньше считалось, что агрессия распространяется только в сторону женщины, потому что она слабее и меньше, то сейчас, мы просто говорим о агрессии по отношению от человека к человеку. Не имеет значения, женщина это или мужчина, ребенок или старик. Гендерные и другие рамки абсолютно стираются. Насилие — это насилие. Я знал много случаев, когда женщина проявляла себя агрессивно по отношению в мужчине. И после поправки в законе, что это не только про насилие со стороны мужчины к женщине, стало намного проще жить. Например, раньше приходилось выписывать мужчине запрет на приближение, и для многих создавалось впечатление, что это он - тиран, хоть это было совершенно не так. Но по статистике, конечно, намного больше от этого страдают женщины, особенно в странах, где об этом «стыдно» говорить.

«Я сделал что-то не так»?

Давайте сравним с нашими реалиями. На территории России на данный момент существует всего 16 благотворительных (без государственного финасирования) организаций, созданных волонтерами, которые могут помочь женщине, находящейся в отношениях с абьюзером. Это меньше, чем по одной на шесть регионов. Другими словами, о проблеме почти никто не говорит. Стоит ли удивляться тому, что для большинства россиян абьюз – это домостроевское «Чем больше бабу бьёшь, тем щи вкусней»? Основная проблема в том, что эти самые абьюзеры не всегда сами могут понять, что делают что-то не так.

- Множество людей приходили к нам в центр с просьбами о защите от преследований, буллинга, оскорблений, финансового надзора, когда человек просто не мог распоряжаться своими деньгами. Тогда жертва обращалась в суд и насильнику выдавали запреты на приближение. Иногда сразу отправляли в места не столь отдаленные, в зависимости от тяжести преступления. А мы уже тогда начинали работать с такими мужчинами. Да, по большей части это действительно были взрослые мужчины. Мы объясняли им и грозились пальцем, как детям, что так делать нельзя. Многие на сессиях плакали и совсем не понимали почему они здесь. «Я сделал что-то не так?» - самый распространенный вопрос, который звучал при работе с такими людьми.

«Ну, это у них там так, а у нас такого нет» - скажете вы. Ну да, у нас, если и говорят о насилии, говорят обычно шепотом, или с припиской «не выносим сор из избы». А с другой стороны видим цифры статистики и просмотров контента, который связан с насилием и падаем со стула. Тысячи, а иногда и миллионы просмотров. Почему же так? Почему мы плюемся, но продолжаем за этим наблюдать? Как понять что ты стал жертвой насилия, когда совершенно непонятно? И как помочь себе и окружающим?

Как всё начинается или «Верните малышку»?

- Представь себе молодую девушку лет двадцати. Она выходит за своего любимого человека, у них начинается романтическая сказка. Он не начинает бить её с ходу, насилие вводится постепенно, это не происходит «вдруг». И вот со временем любимый превращается в страшного монстра и это очень сильно ломает изнутри. Ты смотришь на человека и думаешь: «Ну как же так? Он был таким хорошим».

Но с другой стороны, сразу всплывают вопросы: «А почему ты не уходишь, дура? Тебя ударили, собрала вещи, чемодан, вокзал. В чем проблема?». Важно понимать, что жертва насилия так не сможет. Абьюзер создает необходимую атмосферу вокруг, что жертва попросту не может выбраться. Он использует различные техники, чтобы просто так не сбежала. Может поколотить хорошенько, а потом клясться в любви и просить прощения, может обвинять жертву, якобы она спровоцировала эти действия. Унижать, говорить: «Да кому ты нужна вообще» и полностью разрушать самооценку.

Как это не удивительно, но у домашнего насилия есть цикл и разорвать его бывает безумно сложно. Жертва может возвращаться к агрессору до семи раз и попросту не может выйти из насильственных отношений. Часто такие реверсивные истории происходят под влиянием уговоров. В некоторых судебных приговорах так и написано: «Обещал измениться, вести себя по-другому».

И вот ты, человек из интернета, сидишь себе дома, укутавшись в белоснежные простыни и неодобрительно качаешь головой, мол, ну девочки и мальчики, ну как же так? Ну надо же себя как-то, ну я не знаю… Ну, уважать, что ли…. Уходить…

Отличный совет, да? Но многие ли ему последуют? А как вы себе это представляете вообще? Представим, что у вас есть любимый человек, вы живете вместе, ужинаете, обсуждаете работу, у вас общий бюджет и, может, даже ребенок. Вы явно видите, что предназначены друг для друга, знаете, что проживете друг с другом всю жизнь, и от этого перехватывает восторгом дыхание. Вы даны друг другу как ответ на все вопросы, как награда за всё, что пришлось пережить на пути к этой встрече. И вот однажды в разгаре ссоры, получив оплеуху, вы сразу же бежите собирать сумку, обуваетесь и уходите в ночь, чтобы больше никогда не вернуться? Кто-то верит, что подобное может стать нормой?

- К нам однажды попал в центр дедушка, прямиком из больницы. Его избила жена, и в процессе избиения она разодрала его руку так, что у дедушки началось нагноение. Сначала в больнице подумали, что это он бил жену, а она защищалась, но на самом деле все было наоборот. Она очень долго забирала его зарплату, ну и била, конечно. Стоит понимать, как тяжело для мужчины признать, что он оказался слабее женщины, поэтому он вовсе не хотел никакой помощи, тогда нам пришлось настоять и он остался. А в один из дней, к нам стала ломиться его жена, представь, внушительных размеров 120 - килограммовая дама ломает ворота и кричит «Верните малышку». К огромному сожалению, насилие не работает в парадигме нормальности, насилие работает как что-то такое, что бьется об твою картину мира, и любая, даже самая здоровая психика, либо игнорирует это, либо, что еще хуже, принимает. По сути, адекватное поведение в самых неадекватных условиях.

Оправдание дьявола

И вот, закрывшись в ванной, замазывая фингал под глазом, женщина делает самое страшное — принимает. «У нас же такой тандем, связка, что сильнее любых жизненных бурь и уж точно сильнее какого-то маленького синяка, который пройдет через недельку. Он ведь всегда рядом, такой хороший и такой свой…». И она прощает и принимает. И не понимает, что пропустила тот самый «первый звоночек». А потом прозвенит второй «звоночек», а за ним третий, четвертый, а дальше будут уже церковные колокола.

- Нужно жертве сразу показать что, да, дорогая, жертва. Ты. Жертва! Да с тобой плохо поступили, но это можно и нужно прекратить. Мы должны работать в двух направлениях. Брать за руку и одного и второго, помогать жертве и переучивать насильника. Потому что с вероятностью 90% он пойдет дальше делать то же самое, не этот человек рядом, так другой, не эта женщина так другая. А вообще стоит работать с людьми наперед, то есть объяснять, что так делать нельзя чуть ли не с младенчества, говорить о том, что нельзя обижать никого и никогда.

Никто не считает себя плохим

Представьте себе самого мерзкого, злого, ужасного тирана из всех – Робеспьера, Пол Пота, Аугусто Пиночета. Как думаете, они считали себя злодеями? Ни в коем случае. Он искренне считали, ведут людей в светлое будущее – просто этого нужно пролить немного крови сейчас, чтобы оно наступило. Вот и домашнего насильника убедить в собственной неправоте достаточно сложно.

«Глава семейства», бьющий жену, считает, что он воспитывает её либо борется за свои права мужчины и мужа. Всё во благо семьи и светлого совместного будущего. Вон и в «Домострое» написано – «жену оглоблей не бей, но вожжами попотчуй». Не убил же он её, в конце концов? Умнее будет.

И вот, искренне верящий в свою правоту насильник убеждает жертву, что во всём случившемся виновата она сама. И она должна стыдиться, что довела его до крайности. И уж точно не должна рассказывать о своём позоре кому бы то ни было.

- Мы почему-то считаем, что быть жертвой плохо, стыдно, неприятно. Даже если человек и подает жалобу, то чаще всего делает это в порыве чувств и эмоций, а потом остывает и говорит: «да ничего на самом деле не было». Люди не хотят говорить о том, что это существует, о том, что сильный бьет слабого. Говорить об этом тяжело, опасно для психики, но при этом страшно необходимо. Важно понимать, что ты делаешь это не просто так, ты должен знать что жертва никогда не виновата. Бояться - нормально. Страх - нормальная человеческая реакция, которая предостерегает от необдуманных действий.

Беги, жертва, беги.

Итак, уходить от абьюзера – это нормально и необходимо. Но есть один нюанс: как говорил сам Роман, ни один насильник свою жертву по доброй воле не отпустит. Значит, нужно искать защиту.

И здесь мы возвращаемся к проблеме, о которой говорили в самом начале: законопроект «О домашнем насилии» по-прежнему пылится где-то в бездонной пучине Госдумы.

-В Израиле насилие намного проще отследить. Полиция в этом вопросе работает намного лучше. Чтобы тебе устроиться на работу в службы, нужно пройти огромное количество проверок и психологических тестов. Плюс ко всему здесь в органах служит огромное количество женщин, это настолько большая доля, что на вызов приезжает мужчина и женщина полицейские, их соотношение примерно 50/50 процентов. Также есть законы, которые предписывают тебе, что если ты узнал о насилии, то ты просто обязан обратиться к следствию, иначе можно самому отправится на скамейку подсудимых. Очень помогает работа фондов по защите от насилия. В Израиле на данный момент работает два фонда, которые помогают жертвам прийти в себя, дают возможность начать новую жизнь. Женщины тут достаточно сильны, они наравне с мужчинами служат в армии, поэтому для Израиля насилие действительно такая из ряда вон выходящая вещь.

Но обвинять в некомпетентности российских полицейских – тоже глупо. В отличие от израильских коллег, у них нет законодательной базы, на основании которой они могли бы бороться с домашним насилием. Так же, как и судьи. Получается, вся надежда на то, что народные избранники, наконец, возьмутся за дело. А пока этого не произошло, нужно научиться защищать себя самостоятельно. На этот счёт есть несколько советов.

1. Никогда не теряй свою финансовую независимость. Одно знание того, что такая опция всегда есть, не позволит загнать тебя в угол. И никто не получит над тобой власти просто потому, что тебе некуда пойти и не на что жить.

2. Его проблемы с головой – это его проблемы. Да, вы пара. Да, безусловно это любовь. Но его проблемы – это не твоя зона ответственности. Его долги, его проблемы с зависимостями, законом, друзьями и врагами. Это. Его. Проблемы. Не нужно его жалеть, сначала помоги себе. И если появится необходимость сделать выбор: любовь или безопасность, выбирай безопасность.

3. Не бросай своих людей. Кроме него тебе никто не нужен, он самый лучший, и ты, конечно, хочешь проводить время только с ним? Это чудесно. Но никогда, слышишь, никогда не теряй связей с родственниками или близкими друзьями. В твоём окружении должен быть хотя бы один человек, к которому ты сможешь сбежать в случае опасности.

4. «Нет» - значит «нет». Определи где проходит черта приемлемого для тебя. При попытке прогнуть обозначенную границу, мягко сообщай, что так делать нельзя. При повторном нарушении – сообщай жестко. При регулярных попытках пересечения границ – уходи. Потому что или у человека такое хобби, а значит он – опасен. Или другая версия - он идиот. А значит, опасен вдвойне.

5.Береги свои границы. Орать, истерить, кусаться, вопить при нарушении твоих границ – это адекватное поведение. Неадекватное поведение – не делать этого и терпеть, пытаясь «быть выше этого». Это не выше. Это ниже.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру