Пионер навсегда
Люди бывают разные: добрые, умные, смелые, целеустремленные. А бывают люди увлеченные. Их по-хорошему называют «буйными». О них говорят, что они горят: идеей, работой, любовью. Их энергии хватает на всех и на всё. Они кипучие и неугомонные, они все время в движении, потому что стоять на месте и пылиться не умеют физически. Иногда с ними сложно. Не всегда за ними успеваешь. Но их призвание - генерировать и реализовывать самые невероятные идеи.
Особенно ценны такие люди в работе с детьми. Потому что увлеченные взрослые не «дежурны», слова и поступки их – искренни и не заформалены. А дети, как никто другой, отличают искренность от обязаловки и идут за теми, кто ведет их не по спущенному сверху циркуляру, а по какому-то внутреннему наитию. Таким людям есть чем поделиться с детьми, ведь увлеченным есть, чем увлечь. И мы встретили именно такого человека.
Руководителю музея юргинского детского дома «Радуга» - 70 лет. И это она была в пионерском галстуке. Почему? Потому что 50 лет назад Валентина Ильинична Туралина пришла сразу после окончания университета в юргинскую школу-интернат №11 старшей пионерской вожатой. Пришла и больше никуда не уходила: в ее трудовой книжке – одна запись. Уже и пионерии нет, и школы при интернате. Но, благодаря Валентине Ильиничне, есть в Юрге народный детский музей, есть международное движение в память о героях-кузбассовцах. Вы удивитесь, но звание Героя РФ у нашей землячки Веры Волошиной есть тоже благодаря старшей пионерской вожатой из Кузбасса. А дело было так.
Подняла страну и написала президенту
Когда в 1989 году Валентина Ильинична, тогда еще просто Валя, была на десятом слете пионервожатых в Артеке, начали поговаривать о том, что пионерских организаций скоро не будет. «Как будто земля из-под ног ушла, - призналась Валентина Ильинична. - Это же была вся моя жизнь – работа с детворой, разговоры о важных вещах, помощь нуждающимся, воспитание тех, кто любит свою родную землю. И, пока я пребывала в растерянности и сомнениях, в моих руках оказалась документальная повесть Георгия Фролова «Вера Волошина и Юрий Двужильный», написанная в 1988 году. Мне вдруг захотелось встречи с этим необыкновенным человеком, который начал поиск материалов о сибирячке Вере Волошиной, без вести пропавшей на подступах к Москве в тылу немецко-фашистских войск, и ее друге-однокласснике Юрии Двужильном, погибшем летом 1944-го при освобождении Белоруссии».
Заручившись поддержкой директора детского дома, Валентина Ильинична отправилась в Москву. Как она сама с улыбкой признается – самозванкой. Георгий Николаевич относился к Кузбассу очень тепло и активную комсомолку-пионервожатую принял.
«Я тогда спросила у него: вот не станет пионерских организаций, чем же ребята заниматься будут? Их же нужно воспитывать, заинтересовывать, голову правильными вещами занимать», - рассказывает Валентина Туралина.
В общем, так как школа, в которой работала Валентина, носила имя Веры Волошиной, предложила пионервожатая организовать всесоюзный поход военно-исторического батальона им.Юрия Двужильного и В.Волошиной по местам боевой славы и гибели героев. Фролов эту идею поддержал. И не просто поддержал, а присоединился. Откликнулись на нее и компартия, и ВЛКСМ, а также школы и отряды со всей страны, которые носили имя Волошиной и Двужильного. В походе приняли участие больше 160 человек. Он длился три года – с 1989 по 1991. Ребята заехали в Кемерово, где до ухода на войну жили и учились одноклассники, побывали в Белоруссии, где принял последний бой Юрий Двужильный, прошли через Донецк и Мариуполь в Украине, где он родился и начал учебу в школе, посетили места боевого пути Веры Волошиной: город Наро-Фоминск и село Кроково. Побывали ребята в селе Головково, на месте гибели Веры Волошиной.
Опыт оказался удачным, и с 1989 по 2014 год Валентина Туралина организовала 20 патриотических походов! А в 2019 году родилось международное патриотическое движение «Имя в истории Кузбасса». «За прошедшие почти полвека поисковой работы нам удалось узнать обстоятельства гибели Веры Волошиной, найти ее могилу и многое сделать для того, чтобы увековечить память сибирячки, - рассказала Валентина Туралина. – А еще мы добились присвоения Вере Даниловне звания Героя Российской Федерации. Я задала при встрече вопрос Георгию Фролову: «А почему наша Вера награждена орденом 1 степени, а не Герой Советского Союза?» Ведь Зоя Космодемьянская погибла в первом бою, но имеет это почетное звание. А Вера участвовала в нескольких боях, успела выполнить несколько заданий и героически погибла, но имеет только орден. На что он ответил: «Дело поправимо. Давайте обратимся в отдел наград Министерства обороны».
Вернувшись из Москвы, Валентина Ильинична написала письмо президенту Борису Ельцину. Директор интерната это письмо подписал. Идею Туралиной поддержали и нарофоминчане, и кемеровчане. И развязка этой истории наступила в мае 1994 года. Тогда на имя директора интерната пришло ответное письмо из отдела государственных наград: «На ваше обращение в адрес Президента РФ сообщаем, что за мужество, героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Волошиной Вере Даниловне Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 1994 года присвоено звание Героя Российской Федерации». Эти документы в единственном экземпляре хранятся в юргинском детском музее.
«Да, Вера погибла, но именно она породила всю эту работу и сплотила нас, - призналась Валентина Туралина. – У нас в музее есть стенд со словами: «Нас подружила Вера». И ведь это чистая правда. К нам приезжают нарофомичане, жители Головково, мы ездим к ним, постоянно находимся на связи. У нас получилась огромная команда. И самое замечательное – что значительную ее часть составляют дети».
Валентина Ильинична никогда не знает, сколько ребят она сможет вывезти в поход. Собственного финансирования музей не имеет. Местной администрации Туралина искренне благодарна. Говорит, помогают им сильно добрым словом. А тем временем Валентина Ильинична ищет спонсоров, ходит с письмами по городским предприятиям, обращается в Фонды. Бывает, какой Фонд игрушки привозит в детский дом, а Валентина Ильинична скромно интересуется возможностью помощи для походов. Сколько насобирала на дорогу, стольких и повезла. Принимающая сторона обеспечивает проживание и питание, бесплатные экскурсии, а детскому дому нужно только на дорогу накопить. «Последний раз со мной в Москву ездили трое ребятишек, - рассказала Валентина Ильинична, - а до этого удавалось по 8-9 вывозить».
Кто из ребят поедет в поход, Валентина Ильинична решает в последний момент. Чтобы не воспитывать в них шкурный интерес и корысть к добрым делам и помощи.
Валентина Ильинична верит, что добрые следопытские дела и военно-патриотическая работа будут продолжаться, даже когда произойдет естественная смена поколений организаторов и участников походов. А иначе и быть не может. Ведь, когда от горящих глаз одного человека загораются правым делом чьи-то души, они продолжают нести этот огонь дальше по жизни и щедро делиться им. Удалось Валентине Ильиничне зажечь такой огонь и в своей дочери Елене, которая сейчас живет в Крыму, работает учителем и продолжает дело матери. «У меня перед глазами всегда находился пример моей мамы, - рассказала Елена Беленченко (Туралина). – Пример беззаветной преданности своему делу. Я видела, как дети слетаются на ее свет, как мотыльки. И мне захотелось так же делиться с ними историей, которая будет им интересна и жизненно необходима. Сейчас у меня в Крыму работает творческое объединение «Батальон». Это малая толика от батальона Веры Волошиной и Юрия Двужильного. Мы организуем экспедиции по местам боев крымских партизан. И хотим в дальнейшем влиться в работу большого «Батальона»».
Если не мы, то кто-то за нас…
В том же 1989 году Валентина Туралина инициировала не только всесоюзный поход, но и создание школьного музея. Школы при детском доме нет уже около 20 лет, а музей остался. Сначала это был уголок памяти, потом он превратился в маленькую комнатку, а когда материалов накопилось уже слишком много, родился настоящий музей имени Веры Волошиной и Юрия Двужильного. Валентина Ильинична гордо называет себя его инициатором и создателем.
В 2004 году музей паспортизовали, в 2006-ом за большую патриотическую работу ему присвоили звание Школьного народного музея, в 2020-ом году он стал партнером федерального Музея Победы, а в прошлом году вошел в ТОП-100 народных школьных музеев страны. Юргинское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» удостоило музей награды «За заслуги».
Сейчас в детском доме живут 60 ребятишек разных возрастов. И 53 из них посещают школьный музей. Даже дошколятам и младшим школьникам занятие здесь находится. И идут они в музей, не потому что надо, а потому что хочется, потому что интересно. Это их осознанное и самостоятельное решение. Знаете, как большая часть оказалась вовлечена в его работу? «Побывали на экскурсии и сами захотели», - признаются многие ребята.
Милане Шустовой двенадцать: «Я хочу узнавать историю своей страны и рассказывать ее другим, а они потом тоже будут рассказывать. Это важно. Ведь, если мы сами свою историю не знаем, нам ее могут рассказать какую угодно, даже выдуманную и лживую. А мы не поймем, что это вранье. Я рассказываю о Вере Волошиной о Юрии Двужильном всем: детям и взрослым. Это ведь удивительная история. Как фильм какой-то! Но это историческая правда».
В фонде музея детского дома «Радуга» есть все, что полагается иметь: солдатские рубашки, снаряды, документы, альбомы, фотографии. Как и все детские музеи, он участвует в патриотических конкурсах, акциях, фестивалях и съездах. Но самое главное, что этот музей учит не только хранить, но и действовать: искать, добиваться, защищать и помогать.
Одних помнят, другим помогают
Храня память о Великой Победе, воспитанники музея стараются приблизить победу в специальной военной операции. «Этим занимается весь детский дом, - рассказала Валентина Ильинична. – Одни маскировочные сети плетут, другие - нашлемники, третьи балки для окопных свечей собирают. Малыши-дошколята нагулялись, наигрались, а потом сидят на ковре, разговаривают и плетут. Мы готовим амуницию для 120 и 74 юргинских бригад. Наши дети все понимают: и что они делают, и для кого, и зачем. Они понимают, что значит помогать всем миром, и искренне стараются внести в общее дело свою лепту».
Работают ребята по воскресеньям. На территории местного собора выделено специальное помещение, где установлены рамки и натянуты сети. Материалы закупаются на пожертвования социальными организациями. Примеру воспитанников детского дома и музея последовали другие школы. А вслед за детьми подтянулись и взрослые. «Подхожу я к храму, а мои ребята плетут и песни военные поют, - со слезами на глазах рассказывает Валентина Ильинична. – А взрослые им подпевают. Это было просто чудо... Значит всё не зря».
Вот так и получается, что «делай, как я» – не всегда адресовано детям. Наша история - пример того, как один увлеченный человек сделал так, что дети стали примером для многих взрослых.
11-летняя Даша Прачева призналась, что очень хочет помочь военным. «Мы плетем нашлемники, которые похожи на растительность, и спасают наших солдат каждый день. Они не дают шлемам бликовать на солнце, и дроны не видят наших бойцов», - рассказала девочка.
14-летний Ярослав Аитов в детском доме недавно - всего четыре месяца, но уже пришел в музей и сал главным по плетению сетей. Бойкий мальчишка мастерски справляется с поставленными задачами. Признается, что местами бывает нелегко – работа эта не сложная, но очень кропотливая, требует усидчивости и терпения. Чтобы сделать трехметровое полотно, нужно потратить несколько дней. «Мы приходим в собор, нас там сразу расставляют по секторам, - рассказал Ярослав, - каждому говорят, что нужно делать, каким цветом и какую зону заполнять. И мы начинаем плести. Если где-то ошибаемся, нам помогают это исправить. А недавно мы научились упаковывать сети. Мы вкладываем внутрь маленькие сюрпризы – открытки, конфеты, письма. Я горжусь тем, что у меня есть возможность помочь военным, которые сейчас сражаются за нашу страну. Я уверен, что каждая сеть, которую мы отправляем на СВО, поможет спасти чью-то жизнь».
Увлеченность Ярослава понимают и разделяют не все его сверстники, но парень в том, что он выбрал верное дело, убежден. «Люди бывают разные, некоторые не понимают, почему я не на улице бегаю, не на велосипеде катаюсь, а тружусь для бойцов, - признался Ярослав. - Я обычно отвечаю, что хочу заниматься более важными вещами, которые имеют смысл и большие цели».
Воспитанники музея изготовили и отправили на СВО 400 нашлемников и 7 маскировочный сетей разного размера.
Ярослав признался, что после школы собирается пойти в армию, а потом, если стране понадобится его помощь, готов встать в ряды ее защитников. Сейчас в зоне боевых действий находятся 10 воспитанников детского дома. Еще двое героически погибли в бою. Все они посещали музей Валентины Туралиной.
Часто бойцы, вернувшиеся с СВО, приезжают в детский дом, чтобы поблагодарить ребят за помощь, рассказать, как им пригодились нашлемники, как спасли их танки сплетенные детскими руками сети, как поддержали в трудную минуту открытки и искренние письма. Особенно ребятам запомнился боец с позывным Балу. Он был демобилизован с ранением и сейчас занимается отправкой гуманитарного груза в зону боевых действий. И вместе с другой гуманитарной помощью отправляет и результаты детских трудов.
«Маскировочные сети и нашлемники сегодня – одна из самых нужных вещей в зоне СВО, - признался боец с позывным Балу. - Для солдата, который находится на позиции, она важна так же, как и бронежилет и каска. Наши бойцы с огромной благодарностью принимают эту помощь. А когда они узнали, что все это – дело детских рук, были очень тронуты. Многие из нас уверены, что детские сети и нашлемники хранят бойцов по-особенному».
Музей – не кости мамонта
Когда-то музеи в школах были очень популярны. А потом пришло время спада интереса и к ним, и к истории страны, и к истокам семьи. Но история циклична, и сегодня время музеев возвращается. Практически в каждой школе есть музей. И это хорошо. Плохо, что многие из них мертвы: они живут только в редкие моменты проведения в них школьных уроков. Работа детей в них заключается в заучивании и пересказе мнгократно рассказанных «экскурсий».
Но школьный музей сегодня — это не музей вырезок из газет, не место хранения старых вещей, ржавых касок и патронов. В музее юргинского детского дома все это тоже есть. Но в нем есть гораздо больше. Это место, где рождаются дела и поступки, куда приходят один раз и остаются надолго, потому что здесь приходит осознание важности истории родного края и страны, важности людей – земляков и соотечественников, важности поступков - героев и собственных. Приходит не дежурное, а глубинное осознание того, кто ты и в какой стране живешь.
Валентина Туралина начала создавать школьный музей в 90-х, когда все рушилось, и до пионерии с музеями дела никому не было. Но трудности ее не остановили, а мотивации своей хватило с лихвой. Ведь человек, которые не мучается сомнениями и точно знает, чего он хочет, идет прямо к поставленной цели. Идет, делает и добивается. Поднимет страну во всесоюзный поход. Доходит до президента и восстанавливает историческую справедливость. Возит детей по местам боевой славы героев-кузбассовцев, не имея на это ни одной бюджетной копейки, и помогает им понять, чем они могут быть полезны для сегодняшней победы.
Когда мы говорим о роли личности в истории, обычно имеем в виду известных, выдающихся людей, которые эту историю творят и пишут, сохраняя в ней свои имена. Но сегодня мы рассказали о роли личности для истории. Личности, которая самоотверженно хранит в истории имена тех, кто ее героически написал, и воспитывает тех, кто ее писать и хранить будет.