В послевоенные годы церквушку закрыли, а священника увезли в неизвестном направлении. Позже пустовавший храм разобрали, часть материалов использовали для строительства рядом с ним деревенского клуба. Так, больше 70 лет «Старые Черви» (так в народе называют село) прожили без церкви. Но не без веры…
Старик и церковь
Духовное возрождение началось, когда один из жителей, пасечник Степан Иванович Дедков, решил своими силами построить церковь. Духовенство поддержало подвижника: к строительству подключился протоиерей Александр Демченко, уже имевший опыт возведения храмов. И через 10 лет, в 2005 году, в Старочервово открылся храм Святой Живоначальной Троицы.
Интересно, что изначально на этой земле должен был появиться не только храм, но и монастырь. В то время архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Владыка Софроний благословил строительство в Старочервово мужского монастыря, и он мог стать первым в Кемеровской области. Даже по документам старочервовский храм долго числился как мужской монастырь.
И хотя фактически монастыря на тот момент не было, монашеская жизнь понемногу зарождалась: при храме жила братия из 3-4 человек. Но без своего постоянного священника объединение просуществовало недолго и распалось. А храм всё стоял и ждал своего часа…
На круги своя
«На все воля Божья», – говорят православные. Когда пришло время, иеромонаху Софронию, основавшему монашескую общину при журавлёвском храме преподобного Александра Свирского, предложили построить обитель в Старочервово. Батюшка смиренно принял на себя эту ношу. Так монашество вернулось в эти места: старочервовский храм дождался своего настоятеля, а в селе вновь заговорили: «Быть монастырю в „Червях“!»
На вопрос, зачем им нужен монастырь, местные отвечают по-разному. Кто-то связывает с ним возрождение деревни: рабочие места, туристические и паломнические маршруты. Кто-то говорит о благодати и о том, что «Старые Черви» перестанут быть Богом забытым местом. Кто-то относится к происходящему равнодушно. Но мы не встретили ни одного жителя, воинствующе несогласного или категорически настроенного против строительства монастыря.
Отец Софроний много рассказывает о людях, которые однажды ощутили целительную для человеческой души силу молитвы, и теперь возвращаются в святые места за умиротворением и ощущением счастья от общения с Богом.
«Монастырь – это место, где совершается непрестанная ежедневная молитва за всех нас. И, пока есть люди, которые молятся – мир ещё держится. Время пребывания в молитве, ближе к Богу, человеку бывает очень нужно. Простые люди, которые всё время в своих делах житейских, могут приехать в монастырь, побыть в духовном месте, отдохнуть от мирской суеты, потрудиться, послужить Богу. Некоторые, например, в отпуск едут не на курорты, а в монастырь: стараются пожить там недельку-две, кто сколько может, и их это очень сильно заряжает на весь оставшийся год.
В миру очень тяжело молиться: когда у нас в голове суета, сложно успокоиться, стать на молитву, и, ни на что не отвлекаясь, погрузиться в общение с Богом. В монастыре человеку сделать это легче: там всё на это настроено. Монастырь можно назвать оплотом веры для людей».
Всем миром
Большинство монастырей открыты для паломников: любой человек может приехать и побыть в монастыре трудником. Это обычный мирянин, который на какое-то время останавливается в монастыре, не преследуя цели стать монахом. Сейчас Свято-Троицкий монастырь принимает на проживание только мужчин. Женщины могут также приезжать и трудиться на благо обители, но оставлять на ночлег трудниц монастырь возможности пока не имеет. Если необходимо, братия договаривается с местными жителями, которые могут приютить женщин на какое-то время.
«В будущем планируем построить отдельное здание, где смогут останавливаться и женщины, и семьи, и просто паломники», – подчёркивает отец Софроний.
Но до полноценного открытия дверей Свято-Троицкого мужского монастыря пока далековато. Сегодня разрабатываются проектные документы, параллельно прокладываются коммуникации, потихоньку появляются небольшие складские постройки. Большие строительные работы еще не закипели, но в них уже вдохнули жизнь. Затеплился еще один огонек монашеской жизни, зажглась лампадка непрестанной молитвы за нас, наших родных и близких.
Немногочисленная монашеская братия трудится на строительстве от зари до зари. Но общеизвестно, что любая большая стройка – дело трудное и затратное. Поэтому иноки со смирением и великой благодарностью примут любую помощь, причем совсем не обязательно финансовую. Любой посильный вклад придется кстати. Те, у кого есть опыт в строительстве, могут помочь в возведении зданий. Для тех, у кого его нет, найдутся не менее важные задачи: приготовить, постирать, прибрать территорию… Одним словом – более всего строящийся монастырь нуждается в людях.
«Если даже кто-то помолится, чтобы Господь нам помог с построением монастыря – это уже очень доброе, полезное, хорошее дело», – добавляет отец Софроний.
Разговаривая с настоятелем, задали ему ещё и такой вопрос: «А правда ли, что если нагрешил в жизни, а потом на строительство храма или монастыря пожертвовал, то всё простится?»
Батюшка грустно улыбнулся: «Отпущение грехов приходит к нам через покаяние. А когда человек что-то жертвует – время, силы или средства – это проявление его желания как-то послужить Богу. Нет такого эквивалента: нагрешил много – надо побольше денежек заплатить, нагрешил мало – ну, и поменьше сойдёт. Было что-то подобное в католической церкви в виде индульгенции, но даже у них это признали ересью, заблуждением. Мы не можем покупать себе место в раю. Мы можем покаяться, осознать свой грех и постараться сделать что-то доброе. „Уклонись от зла и сотвори благо“, – так говорится в Писании, и если жить по такому правилу или жизненному принципу, если хотите, то воздастся вам благом.
А жертвователи и помощники всегда будут поминаться в молитвах. И это не зависит от количества откликнувшихся людей или от того, кто больше сделал или больше помог финансово. На каждом богослужении неоднократно возносятся молитвы за всех жертвователей, строителей и благоукрасителей. Даже если кто-то решил остаться в тайне, мы за них всё равно молимся, Господь знает их имена. Почему люди и стараются принять участие в строительстве монастыря – они понимают: в этом монастыре, сколько он будет стоять, всегда о них будет молитва».
Более подробно о монастыре и о ходе строительства можно почитать на сайте.