«Как есть – так есть»
Автостанцию в «Тупике» – так неофициально называют этот район Прокопьевска рядом с заводом «Электромашина» – закрыли не сразу. В конце марта на входной двери появилась табличка «Закрыто на ремонт». Но городским журналистам руководство автотранспортного предприятия, в ведении которого находится автостанция, уже тогда призналось, что после ремонта здесь будет магазин. Торговая точка в бывшем зале ожидания работает с мая. Прилавки заняли почти всю площадь здания. Пассажирам оставили всего одну скамейку, рассчитанную на восемь человек (прежде такие скамейки стояли по всему периметру помещения). Билеты в бывшей автостанции продолжили продавать. Но не внутри здания, как прежде, а снаружи.
Внезапное перепрофилирование вызвало бурные и не всегда цензурные отзывы прокопчан в соцсетях. Сейчас ожидающие только грустно констатируют.
– Я часто езжу в Новокузнецк. Но если и другой автобус здесь ждешь, можно было спрятаться в автостанции и от дождя, и от мороза. Не знаю, что будет этой зимой. Не понимаю, зачем именно здесь ещё один магазин открывать. Такие магазины на каждом углу, – говорит Гульфия Гвоздева.
Замечу, что магазинчиков, где можно и продуктов купить, и чаю выпить, хватает и на площади рядом с бывшей автостанцией.
– Конечно, это нас не устраивает, – согласна с попутчицей Елена Лой, которая ездит из Прокопьевска в Новокузнецк почти ежедневно.
Елена Викторовна уточняет, что до южной столицы Кузбасса можно добраться и на электричке, но это подходит тем, кому надо в район новокузнецкого вокзала. Остальные, в том числе те, кто ездит из Прокопьевска в Новокузнецк на работу или на учёбу, пользуются автобусами. К тому же электрички ходят редко.
Обе пассажирки в бывший зал ожидания не заглядывают. Говорят, там тесно, и покупателям они, наверное, помешают.
В день от автостанции в «Тупике» отходит шестнадцать автобусных рейсов на Новокузнецк. На некоторые из них билеты можно купить в кассе, на другие – при входе в автобус. Во всяком случае, в первой половине дня под стеклом кассы видел табличку «Билеты в автобусе». Хотел узнать наверняка у женщины, которая, насколько понял, одновременно и кондуктор, и билетёр на новокузнецких рейсах, но она наотрез отказалась общаться.
На автостанции продают билеты только на 151-й, идущий в Новокузнецк, но здесь конечная или промежуточная остановка многих пригородных автобусов. Поговорил с водителем и кондуктором одного из таких рейсов.
– По-моему, это безобразие, – так оценивает закрытие автостанции водитель Андрей Фёдоров. – Пассажиры очень сильно страдают.
В Новокузнецк Андрей Владимирович не ездит, но и его пассажиры пользовались залом ожидания, в котором теперь магазин. Выхода на маршрут автобус, в котором разговариваем, ждёт метрах в ста от автостанции. Напортив – железнодорожные пути, за которыми остановка «Платформа 343-й километр» и миниатюрное здание другого зала ожидания – для пассажиров электричек.
– Разве тем, кого вы возите, не проще ждать там?
– А вы представляете бабушку семидесяти с лишним лет, которая с костылём бежит на автобус через железнодорожные рельсы? Это нереально, – объясняет Фёдоров.
Уточню, что надземного перехода через рельсы нет, и здесь не только электрички останавливаются, но и грузовые поезда проходят. Так что независимо от возраста и самочувствия можно на свой автобус опоздать, если ждать на станции за рельсами.
В автостанции располагалась и комната отдыха. Андрею Фёдорову не положено надолго оставлять автобус, он забегал туда только еду в микроволновке разогреть, а кондукторы, с которыми ездит, во время перерывов действительно там отдыхали.
– Работа у них нервная. Девчонки могли посидеть в тишине, ноги вытянуть, чаю попить, – вспоминает Андрей Владимирович. Вместе с залом ожидания перестала существовать и эта комната.
Прибывает очередной 151-й из Новокузнецка. Водитель ставит условие: не публиковать его имя. Рассказывает, что лично ему всё равно: водители новокузнецких рейсов отдыхают и обедают в Новокузнецке – там перерывы, или, как он говорит, отстои автобусов.
– Давайте не будем… Ну, не моё это решение (закрыть автостанцию – А. Н.), – оправдывается он. – Мы рабочие люди. Как есть – так есть.
Можно закрыть, нельзя оставить
Исполняющий обязанности директора Прокопьевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Евгений Попов в официальном ответе, отправленном в «МК в Кузбассе», ссылается на статью 18 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 29.12.2017 г.), согласно которой такие предприятия вправе распоряжаться принадлежащим им недвижимым имуществом. А через два абзаца пишет о приказе Минтранса России №387 от 29.12.2015 г. «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций». Получается, автостанцию и разрешено сдать в аренду, и никак нельзя оставить в качестве автостанции. Патовая, можно сказать, ситуация (для пассажиров). Но подробнее о требованиях Минтранса. Попов перечисляет восемь пунктов. В частности, на автостанциях обязательны комната матери и ребёнка, туалет, пункт медицинской помощи. Кажется, именно эти институции на прокопьевской автостанции отсутствовали. Полагаюсь на собственную память, потому что Евгений Викторович не перечисляет, чего же именно не хватало. Туалет уж точно как был, так и остался на улице. И, честно говоря, лучше в него не заходить. Попов пишет, что водоснабжение и канализация в здании отсутствуют, поэтому выполнить предписания Минтранса не представляется возможным. Как, впрочем, и «ввиду малой площади здания». В общем, автостанция в здании автостанции, как оказалось, поместиться не может. А магазин – в аккурат. И Минтранс доволен: не надо переживать за медпункт и комнату матери и ребёнка.
ФЗ №161 разрешает распоряжаться недвижимым имуществом, но он же не предписывает автостанции в магазины переделывать. Наверное, если кому-нибудь будет выгодно убрать все сиденья из салонов автобусов, то и под это мероприятие найдётся какая-нибудь инструкция и федеральный закон.
Из горадминистрации Прокопьевска тоже пришёл официальный ответ. «Автокасса никогда не была муниципальной собственностью. Не в компетенции городских властей принимать решения по использованию данного здания. Но это не значит, что город устранился от решения этой проблемы», – подчёркивает заместитель главы Прокопьевска по промышленности, транспорту и связи Евгений Агарков. И сообщает, что департаментом транспорта Кемеровской области и горадминистрацией Прокопьевска «принят ряд мер для снятия социальной напряжённости». К таким мерам Евгений Агарков относит, например, установку навеса над кассой. Я видел этот навес. Он частично защитит от дождя того, кто покупает билет. Может быть, ещё трёх-четырёх человек. Но если вспомнить, что прежде билеты продавались внутри здания, навес на улице – слабое утешение.
По словам Евгения Агаркова, индивидуальному предпринимателю «была передана часть автокассы в Тупике» (слова «автостанция» Евгений Васильевич избегает, объясню позже, почему). Но магазин занял всю площадь зала ожидания. Касса, где пассажиры приобретали билеты, – маленькая комната, отделённая от зала ожидания глухой стеной. Всё-таки пассажиры лишились не «части», а львиной доли автостанции. На площади у автостанции останавливаются и городские автобусы, но нет ни одного остановочного павильона (хотя бы железной будки). Ближайший – у трамвайной остановки, но оттуда подходящие автобусы совсем не видно. Заместитель главы города сообщает, что ведутся переговоры с арендатором помещения, в котором прежде был зал ожидания, об установке остановочного павильона. Но не говорит о конкретных сроках и о том, результативны ли эти переговоры.
Евгений Агарков и Евгений Попов обещают, что с 1 июля пассажиры новокузнецкого 151-го будут обилечиваться без участия кассира и кондуктора. Возможно, помещение, где прежде продавали билеты, отдадут пассажирам. Однако, во-первых, это совсем маленькое пространство. Во-вторых, пока ещё неизвестно, отдадут или нет.
Хамство с бейджем
Народное название района «Тупик» не должно обманывать читателей. Это оживлённое место, транспортный узел. Поэтому удивительно, что здание, где располагалась автостанция, передано в аренду по итогам аукциона, на который, как пишет Евгений Попов, «была принята одна заявка». Не знаю, чем объяснить отсутствие интереса со стороны других бизнесменов. Договор аренды заключён с частной предпринимательницей Исуповой. В своем ответе Попов сообщает, что с Исуповой договорился: пассажиров из магазина выгонять не будут. Но в бывшей автостанции, а ныне магазине «Фермерская лавка» на скамейке для ожидающих увидел единственного пассажира. Хотел спросить продавцов, почему почти все пассажиры на улице, где для них нет скамеек; терпимы ли сотрудники торговой точки к тем, кто прячется в их магазине от зноя и непогоды и не собирается ничего покупать.
Увидев, что я фотографирую интерьер, продавщица, на бейдже которой значилось «Татьяна», пообещала:
– Если хоть одно лицо попадёт в газету, я на тебя в суд подам.
Выглядит магазин вполне прилично. Но, раз сотрудники такие заявления делают, наверное, всё не так хорошо, как кажется.
На вопросы Татьяна и её коллеги отвечать не стали. Дело обычное. Попросил их продиктовать телефон работодателя. Но мне и в этом отказали.
– Как же смогут пожаловаться покупатели, если их обвешают или обсчитают?
– «Уголок покупателя» на оформлении. До свидания, – попрощалась Татьяна. (Разговор состоялся 29 июня.)
Теперь понимаю водителя, который не пользуется местной микроволновкой, и пассажиров, которые признались, что стесняются в бывший зал ожидания заходить.
Заместитель главы Прокопьевска Евгений Агарков в официальном ответе пишет, что у здания в Тупике никогда не было статуса автостанции. Но давайте не будем лукавить. На этом здании много лет крупными буквами было написано «АВТОСТАНЦИЯ». Да, билеты продавались только на 151-й, но залом ожидания пользовались пассажиры и других, пригородных, автобусов. Живу в Прокопьевске и неоднократно видел в этом помещении более сотни пассажиров, всем мест на скамейках не хватало. Так что очень странно выглядят сегодняшние утверждения, что закрывшееся здание автостанции вроде как и автостанцией никогда не было.
Уточню для непрокопчан: не путайте Прокопьевскую автостанцию с Прокопьевским автовокзалом, расположенным в другом районе. С Прокопьевского автовокзала уезжают в Кемерово и во многие другие города. Есть рейсы и в южную столицу Кузбасса, но большинство из них – транзитные. И это другие рейсы. На автостанции они, за единичными исключениями, не останавливаются.
Прокопьевск разрастался хаотично. Ныне район автовокзала – окраина. Поэтому наличие автостанции – не роскошь. Большинству прокопчан надёжнее и удобнее добираться до Новокузнецка с автостанции в Тупике, которой и посвящён этот материал.
На автовокзале зал ожидания работает. Пока, во всяком случае. Но не припомню и на автовокзале комнаты матери и ребёнка. Может, и там скоро будет магазин?