Во время встречи с журналистами представители правоохранительных органов, Центрального банка России и Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса поделились с журналистами основными схемами, которые используют преступники при совершении краж дистанционного характера, рассказали о сложностях раскрытия такого рода преступлений, а также дали рекомендации, как обезопасить себя и своих близких от воровства денежных средств.
По статистике МВД Кузбасса, в 2023 году резко возросло количество хищений, совершенных с применением средств связи и сети Интернет (на 29,3%, по сравнению с 2022 г.). Из-за мошеннических махинаций жители региона понесли ущерб в размере почти 1,5 млрд. рублей! Как отмечает Максим Кондратьев, полковник полиции, заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу, сегодня преобладающими IT-мошенничествами являются те, которые совершены под предлогом:
- «звонка сотрудника банка»,
- «покупки или продажи товаров на интернет-сайтах»,
- «вложения в инвестиционные проекты»,
- «оформления кредитов»,
- ситуации, когда «родственник попал в ДТП»,
- «взлома аккаунтов в социальных сетях».
А в структуре IT-краж преобладают схемы типа «звонок от сотрудника банка», «покупка или продажа товаров на интернет-сайтах», «утрата банковской карты».
Представитель МВД подчеркнул, что «категория данного вида преступлений является довольно сложнораскрываемой». На это влияет множество факторов – например, «широкое развитие средств анонимизации пользователя в сети Интернет» и «довольно простые способы зашифровки данных». Также затрудняет поиски и то, что мошенники, как правило, имеют сложную иерархическую систему, в которой есть свои лидеры, консультанты, курьеры, свои подразделения безопасности, «распределители» преступных доходов и отделы вербовки новых членов организации.
В среднем в Кузбассе раскрывается лишь одно из шести подобных преступление. За последние 8 месяцев сотрудники федеральной службы безопасности смогли успешно раскрыть 987 дистанционных мошенничеств и краж.
Также спикер акцентировал внимание на том, что пострадавшим может оказаться любой человек, независимо от возраста, пола, образования и социального положения. Ведь преступники используют эффективные методы психологического убеждения: в 99% случаев потерпевшие были осведомлены о способах дистанционных афер, но все равно переводили деньги на счет злоумышленников.
«На сегодняшний день наиболее эффективным способом предупреждения киберпреступлений является их профилактика. Полиция Кузбасса наработала многолетний опыт по информированию граждан о существующих схемах мошенничеств и способах защиты от них», – заявил начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу Игорь Ситдиков. Он рассказал об основных мерах, проводимых в регионе для профилактики дистанционных преступлений: аудио и видеоролики, транслируемые на федеральных каналах и радио; 32 вида общедоступных памяток-брошюр; тематические листовки в общественном транспорте; встречи с рабочими коллективами предприятий и организаций. Отдельно руководитель отдела информации и общественных связей остановился на программе «Отбой мошенникам!», по которой неравнодушным жителям региона предлагается записать звонок преступника на телефон и отправить сотрудникам полиции.
Алексей Корнилов – начальник юридического отдела Отделения Банка России по Кемеровской области рассказал о мошенничествах, которые происходят от имени работников Центробанка, о принимаемых мерах по защите граждан, а также о законах об информационном взаимодействии банка России и МВД, которые вступают в силу уже с этого года. Алексей Анатольевич отметил тенденцию увеличения количества мошеннических звонков через мессенджеры от имени «представителей» правительственных организаций. Он подчеркнул, что для правдоподобности преступники могут «прислать целый пакет фиктивных документов, в том числе удостоверений», с подписями и указаниями фамилий действительно реальных лиц. «Центральный банк никогда не звонит гражданам, не просит сказать номер счета и номер карточки, не уточняет паспортные данные. И, соответственно, никогда не просит сообщить СМС, приходящее на телефон гражданина!» – резюмировал представитель ЦетроБанка.
Если мошенники все же похитили деньги с карты, то гражданам необходимо в срочном порядке «заблокировать карту, сообщить в банк о похищении средств, желательно не позднее суток и обязательно написать заявление в полицию», – сообщил Алексей Корнилов. Это поможет предотвратить дальнейшую кражу денег со счета.
Руководитель Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса Ольга Сычева-Передеро отметила, что самый лучший и безопасный способ противостоять злоумышленникам – не отвечать на неизвестные телефонные звонки. А также обратила внимание на то, что гражданам нужно подходить более ответственно к сохранению персональных данных: не хранить копии-сканы личных документов в соцсетях или на электронной почте. Злоумышленники при помощи вредоносного программного обеспечения могут получить доступ к аккаунту и использовать найденные файлы в корыстных целях. Кроме того, Ольга Валерьевна рекомендовала не оставлять лишней информации при получении скидочной карты в магазинах, поскольку «основным источником утечки наших персональных данных зачастую являемся мы сами», а «магазину для выдачи скидочной карты наши персональные данные не нужны».
Также Ольга Сычева-Передеро сообщила, что в регионе проводится большое количество проектов и мероприятий по финансовой грамотности, которые помогут повысить осведомленность населения о способах защиты своих данных.