Эйнштейна бы не было
Как сообщила Дина Константиновна, оказывается, все нобелевские лауреаты, получившие премию за последние сто лет, занимались искусством. Многие успешные люди отдавали свое время в первую очередь музыке. Например, известный во всем мире режиссер Вуди Аллен играет на саксофоне. Фирма «Майкрософт» при найме на работу предпочитает людей с музыкальным образованием. Кто знает, может, если бы Эйнштейн не играл на скрипке, он не стал бы Эйнштейном, или Билл Клинтон не играл на саксофоне – не судьба была бы ему стать президентом, предположила профессор. Когда человек пробуждается к сознательной жизни в психологическом смысле, искусство и музыка – первое, к чему он приходит. Ведь музыка – древнейшее из искусств.
Образование в творческо-исполнительской сфере – маркер успешности не только отдельной личности, но и целого государства. Так, при измерении конкурентоспособности стран (много ли граждан этой страны состоялись в профессиональном плане, достигли высот в своем деле) выяснилось, что в лидерах Финляндия и Япония, наладившие систему образования в сфере культуры и искусства с начальных детских школ. А ведь в нашей стране как нигде развита система музыкальных школ! Но мы не в лидерах, значит, мы не до конца этой системой владеем. А вот в Японии по-другому. Дина Кирнарская упомянула любопытный эпизод, когда пожилого балетмейстера как-то пригласили в фирму «Мицубиси» для организации балетного кружка в ее подразделении. Генеральный директор исполнял партию пятого лебедя в «Лебедином озере», в роли Одетты – уборщица: на что не пойдешь ради укрепления корпоративной культуры и командного духа. Вскоре выяснилось, что «балетное» подразделение показывало успехи не только собственно в балете, но и в работе: люди, которые занимались искусством, оказались успешнее своих немузыкальных коллег.
Музыкальное образование во многом способствует светской привлекательности и артистизму. Дюк Эллингтон, один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века, пианист, вспоминал, как начинал свою карьеру: садился за инструмент, и сразу вокруг него образовывались девицы. Так он понял, что это и есть настоящий успех, смеясь, заметила Дина Константиновна.
Музыка развивает интеллект, в музыке есть интеллектуальная составляющая. Музыкант все время сопоставляет прошедшее, настоящее и будущее, ищет логику. За логику и знаковые системы отвечает левое полушарие мозга, ответственность правого – фантазия, воображение. А музыка – уникальнейший вид искусства, который является и логикой, и фантазией. Ученым удалось доказать, что всего год занятий музыкой увеличивает соединительную ленту между полушариями мозга на 25%. Родителям и ребенку нужно хотя бы годик потерпеть, позаниматься, призвала Дина Константиновна, и за это время между полушариями мозга образуется более тесная связь.
Музыкальные занятия способствуют развитию математического и пространственного мышления. Клавиатура, гриф, нотный лист – пространственные объекты, поэтому музыканты постоянно работают с пространством, с трансформациями, чего требуют и математика, и геометрия. Дина Константиновна с юмором рассказывала, как лично решала всем одноклассникам задачи по геометрии, потому что занималась музыкой. Мозг сам учится, и человек будет успешным. Музыка – это абстракция, как и математика. Дина Константиновна привела еще один пример. Когда в Чикаго решили изъять из школьной программы предметы искусства, учителя взбунтовались и задумали эксперимент. В одном округе будут преподаваться предметы искусства, в другом – нет. Там, где предметы искусства остались в школьной программе, дети даже из самых неблагополучных семей на треть улучшили оценки по всем предметам.
Музыка поможет при инсульте
Еще один опыт чудесного воздействия музыки на мозг – опыт пациента, восстанавливающегося после инсульта. Он не мог говорить, поэтому начал интуитивно насвистывать, затем петь, вскоре вернулась речь. Медики были удивлены. Музыка и язык связаны, сначала родилась музыка, следом – речь. Музыканты лучше выстраивают письменную и устную речь, быстрее усваивают грамматику. Музыка сможет помочь и при занятиях иностранным языком, она развивает языковое мышление. Так, китайские студентки, которые когда-то занимались музыкой, а потом бросили, тем не менее могли лучше запоминать слова незнакомого языка и перевод, чем те, которые музыкой не занимались. В 12 лет все бросали музыку, всем надоедало играть гаммы, даже известнейшему на весь мир дирижёру, скрипачу Владимиру Спивакову, заметила профессор Кирнарская. Это, по ее словам, нормальная история, особенно когда ребенку трудно. Но призвала родителей не поддаваться на провокации чада.
Музыка учит выстраивать коммуникации, ведь мы общаемся при помощи звуков, учимся общаться и на музыкальном материале. А построение коммуникаций важно в бизнесе. Есть талант, связанный с умением выстраивать коммуникации. Такой человек ногой открывает все двери, ему начальники радостно все подписывают, не понимая, почему это делают. Подобный талант есть у многих менеджеров, у людей, которые добиваются высот в профессии. При этом они могут быть совсем не интеллектуалами, они просто гении коммуникации. То есть то, что мы часто называем успехом, блестящей карьерой, перспективами, хорошими заработками, приходит не от выдающихся интеллектуальных способностей, а от способностей выстраивать коммуникации. Музыка эти самые коммуникативные таланты и тренирует.
Человек, занимающийся музыкой, лучше различает оттенки интонаций, настроений и состояний собеседника, ведь, играя, он словно перевоплощается в героя, перенимает характерные черты автора произведения – на этом и строится коммуникативный талант, а значит, перспектива, карьера, успех.
Готовность к риску
Дина Константиновна рассказала, как в свое время швейцарские газеты писали, что трагедии лайнера Башкирских авиа- линий, когда погибли дети, не произошло бы, если бы авиадиспетчер занимался музыкой. Музыканты обладают многоканальным мышлением: они одновременно смотрят в ноты, на дирижера, слушают оркестр, хор, контролируют собственные действия. Они делают несколько дел одновременно. Многоканальное мышление необходимо в бизнесе. Если у человека есть опыт музыкальной жизни, он гораздо лучше сможет работать в режиме многозадачности, сделала вывод профессор.
Музыкальные занятия открывают дорогу в так называемую креативную экономику. Сейчас это направление актуально и в Кузбассе – создается школа креативных индустрий, к которым относят кино, музыку, изобразительное искусство, исполнительское искусство, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, компьютерные технологии. Это экономика двадцать первого века. У музыкантов сформированы важные качества, помогающие им в современных экономических реалиях. Дело в том, что и в музыке, и в экономике очень высоки риски и огромная конкуренция. Дина Кирнарская привела любопытный пример. Лет пять назад на восемь стажерских мест в Хьюстонской опере было подано 800 заявлений. Так вот, музыканты привыкают к подобным реалиям, жесточайшей конкуренции, психологически лучше готовы к риску, неожиданностям, они спокойно и выдержанно относятся к проблемам, возникающим на рынке труда. Они натренированы. Но они знают и другое: что в искусстве у каждого найдется своя аудитория, своя ниша, нужно только правильно найти точки приложения собственных усилий, как и в бизнесе.
Прилагать усилия в нужном направлении помогает и жесточайшая дисциплина, к которой приучены юные музыканты с детства. На концерт музыкант не придет, только если он умер. Как сказала Дина Константиновна, время и место экзамена изменить нельзя. Музыканты – очень дисциплинированные люди и понимают, что всего и сразу добиться невозможно, нужно прилагать колоссальные усилия, а без дисциплины и воли это не получится. Музыка воспитывает волю, а значит, характер. «Я вам скажу свое любимое выражение, – подытожила Дина Кирнарская. – Заниматься музыкой нужно не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии».