Вагоны с болячками
Прокопьевская вагоновожатая, просившая не называть ее имя, рассказывает:
– Мой вагон ломается, может быть, раз в неделю. Бывает, целый месяц ездишь без поломок. А иногда как болячка какая-то на вагон найдет: вроде все нормально отремонтируют, а он снова и снова ломается.
Собеседница управляет трамваем больше пяти лет. За это время только один раз попадала в аварию. К счастью, и сидевшие в автомобиле (ДТП произошло по вине водителя), и ехавшие в трамвае не пострадали. Дорожные происшествия, останавливающие трамвайное движение, не редкость – на пeрeкрестках, через которые проходят рельсы, сталкиваются автомобили, зимой машины вылетают с дороги на трамвайные пути, иногда сами трамваи сходят с рельсов – но, по словам вагоновожатой, основная причина задержек движения – все-таки поломки вагонов.
– Старые запчасти… Да и новые запчасти иногда ломаются сразу после того, как их поставят.
– Человек чем старше, тем чаще болеет, – подключается к разговору кондуктор, – и железные вагоны так же. У нас много старых вагонов. Город недостаточно денег выделяет на ремонт.
– Запаса прочности вагонов, которые с утра выходят на линию, хватает на пару часов, как раз до окончания утреннего часа пик? – интересуюсь у вагоновожатой.
– Не думаю. Сколько раз было: прихожу в депо утром и вижу кучу сломанных трамваев. Бывает, вагоны уже с самого начала движения один за другим назад в депо возвращаются, и слесари просто не успевают их ремонтировать, – отвечает вагоновожатая.
Ее работа – нелегкий хлеб. Как объясняет собеседница, нужно наблюдать и за путями: не разошлись ли рельсы. И за троллеями: нет ли обрыва. Следить за машинами, за пешеходами и за пассажирами, которые могут задержаться в дверях. Но менять работу женщина не собирается. И сама в выходные чаще ездит на трамваях, хотя льготный проезд сотрудникам трамвайного управления отменили. Говорит, что маршрутку нередко по полчаса дожидаешься.

Одним хорошо, другим сложно
Председатель профкома Прокопьевского трамвайного управления Татьяна Минибаева начинала вагоновожатой в 1979 году. Вспоминает, что тогда автомобилей на дорогах было гораздо меньше, особенно в субботу и воскресенье. Соответственно, водителям трамваев работалось чуть легче. В остальном мало что изменилось: уже в четыре утра вагоновожатой надо быть на работе, и, как и прежде, трамваи выходят на линию и в зной, и в холод.
– Почему нынешней зимой так плохо ходили трамваи? – спрашиваю.
– Бывали задержки, но это не значит, что совсем плохо дело, – отвечает Татьяна Ибрагимовна. – Вы же видите, что творится у нас в стране, у нас в городе. По нынешним временам трамваи ходят нормально.
– По данным Росстата, число трамваев в Прокопьевске неуклонно сокращается. А несколько месяцев назад трамвайное управление объявило набор на курсы вагоновожатых. Такая страшная текучка кадров?
– Новички иногда чуть-чуть поработают и уходят. Но основной костяк сохраняется. Я бы не стала говорить о текучке кадров. Просто многие водители трамваев, много лет назад устроившиеся к нам почти одновременно, достигли пенсионного возраста и уволились.
– Какая зарплата у вагоноважатых?
– В прошлом году средняя зарплата водителя трамвая составляла около 16 тысяч. Насколько мне известно, на других прокопьевских предприятиях женщинам платят меньше.
– Почему укоротили пятый маршрут?
– После учета пассажиропотока. На том участке не было пассажиров: утром два человека и вечером столько же. Раньше там работали шахты, заводы. И мы возили людей. А сейчас какой смысл пустые трамваи гонять?
Председатель профкома заверила, что Прокопьевск не собирается отказываться от трамвайного движения. Этим видом транспорта пользуются льготники - пенсионеры, школьники, инвалиды. Их проезд компенсируется из областного и городского бюджетов. Но, судя по словам Минибаевой, этих выплат не хватает.
– Никто не закроет наш трамвай! – подчеркивает Татьяна Ибрагимовна. – Хотя приходится нам тяжеловато. Четыре рубля платят за проезд льготники. Много лет эта цена сохраняется. Конечно, для пенсионеров это очень хорошо, а для предприятия – сложно. Выручка у нас не растет.

Вагон и молнии
Татьяна Миннибаева не все темы согласилась обсуждать. Посоветовала обратиться к кому-нибудь из начальства. Один из руководителей трамвайного управления ответил на вопросы, но, когда интервью завершилось, категорически запретил упоминать его имя.
Наш собеседник подтвердил, что отказываться от трамваев в Прокопьевске никто не собирается. Закрытие или укорачивание маршрутов также не планируются.
Я слышал, что трамваи белорусского производства, купленные относительно недавно, особенно часто ломаются. Собеседник подтвердил, что эти вагоны «плохо адаптированы к сибирским условиям и немного недоработаны». Их проектировали под один тип трамвайных телег, а выпускать стали с другим. Впрочем, белорусских вагонов в Прокопьевске всего шесть. Еще девять современных трамваев 619-й модели Усть-Катавского завода, они надежнее и комфортабельнее. Остальные – вагоны-ветераны, некоторые курсируют по городу больше тридцати лет.
– По задержкам движения, по авариям есть какая-то статистика? – спрашиваю.
– Есть, конечно. Но для чего она вам? Это наша статистика, – смеется начальник. – Это наша работа.
– Можно надеяться, что следующей зимой трамваи будут ходить лучше?
– Конечно! Мы всегда живем надеждой на лучшее! – снова отшучивается собеседник.
Но дальше разговор уже идет серьезный. По словам представителя трамвайного управления, без доплат из бюджета билет стоил бы рублей тридцать, а то и больше (сейчас прокопчане, не имеющие льгот, платят за проезд в трамвае пятнадцать). Двигатель стоит миллион рублей. Новый трамвай – тридцать миллионов. В ближайшее время прокопьевский трамвайный парк обновляться не будет. Но нынешнее состояние подвижного состава в трамвайном управлении считают удовлетворительным и уверены, что способны обеспечить бесперебойную перевозку пассажиров.
– Ремонт идет постоянно. Бригады укомплектованы. Конечно, трудно. Но если мы опустим руки и не будем восстанавливать вагоны, кто нас будет кормить?
В Прокопьевском трамвайном управлении работает цех, в котором ремонтируют тяговые двигатели. Начальник подчеркивает, что ремонтируют качественно и профессионально, а наличие цеха значительно сокращает расходы.
– Надо жителям относиться с пониманием: подвижной состав изношен. Да, идут поломки. Трамвай – это же не троллейбус, не автобус. Мы привязаны к путям, – рассуждает наш собеседник. – Если случаются серьезные поломки, мы стараемся, чтобы аварийная бригада как можно быстрее выехала и убрала неисправный вагон с путей. Чем больше перевезем пассажиров, тем больше заработаем. Каждый простой бьет по карману. Нам дают план по сбору выручки, и мы его выполняем.
Сейчас, если график движения не нарушается, редко увидишь вагон, набитый битком. Но, например, в трамваях, курсирующих по шестому маршруту, даже днем (не в часы пик) на протяжении значительной части пути сидячих мест на всех не хватает. Этот вид транспорта действительно востребован.

А еще в Прокопьевском трамвайном управлении мне показали вагон, который прославился благодаря YouTube. 2 июля от удара молнии загорелась крыша вагона. Пассажиры и вагоновожатая не пострадали. Возгорание быстро ликвидировали. Трамвай не только отремонтировали, но и модернизировали: установили современное электрооборудование. Теперь молнии ему не страшны.