«Байкерская тема – не наша»
Прокопьевская секция мотокросса находится в третьем микрорайоне Тыргана. Небольшая площадка, засыпанная гравием. Группа подростков и заглохший мопед. Самый опытный – тринадцатилетний Владислав Баран (ударение на первый слог) – рассказывает, что на областных и региональных соревнованиях, занимает вторые-третьи места.
– Не хватает навыков. Больше тренироваться надо, – говорит Владислав.
Столько же лет Валентину. В мотогонках он пока не участвует. Записался в секцию, чтобы лучше разбираться в технике, но теперь хочет добиться и спортивных результатов. А третий воспитанник – на самом деле… воспитанница. Не сразу это понял, потому что Влада (так ее зовут) была в шлеме. Ей десять. Занимается меньше года.
– Папа предложил сюда записаться, и я согласилась.
Готовить-шить – это не для нее. Кроме мотоспорта, увлекается тайским боксом. Все трое говорят, что чуть-чуть умели ездить, когда сюда пришли.
– Все они думают, что уже могут ездить, когда к нам записываются, – скептически замечает тренер Сергей Яценков.
В отделении мотокросса – все как в других кружках-секциях: записываются массово, остаются и выходят на профессиональный уровень единицы. Чаще всего принимают школьников десяти-двенадцати лет. Четырнадцатилетних берут неохотно. Яценков говорит, в таком возрасте уже сложно начинать.
– В конце 80-х была очень популярна субкультура байкеров: мотоцикл – символ брутальности, независимости. Вы и ваши воспитанники ассоциируете себя с этой субкультурой?
– Езда на спортивном и на дорожном мотоциклах отличается так же, как гонки «Формулы-1» от катания на «Жигулях». Байкерская тема – не наша. Мы занимаемся спортом. Не только учимся управлять мотоциклами, но и бегаем, прыгаем, отжимаемся. Здоровье должно быть как у марафонца, а голова – как у шахматиста.
– Силы нужны мотогонщику, чтобы удержать руль?
– Нет. Он же в основном стоит на ногах, за руль только держится. Должны быть ноги развиты, спина. Выдержать получасовой мотокросс так же сложно, как три часа бега. Можно быстро проехать два круга, а потом потерять скорость. Чтобы выиграть, нужны стабильность, выносливость.
В секции учат не только кататься, но и ремонтировать технику. И еще прокопьевские мотоспортсмены построили трассу за четвертым микрорайоном Тыргана (засыпанная гравием площадка, о которой упоминается выше – только для начальной группы).
– Трассу делаем своими руками – от и до! – подчеркивает тренер.
На этой прокопьевской трассе много лет проходили этапы чемпионата Сибирского федерального округа по мотокроссу, а в нынешнем сентябре состоится этап открытого чемпионата России.
По словам Сергея Яценкова, сейчас мотоспорт в Прокопьевске столь же популярен, как и в те годы, когда он начинал, а вот лет десять назад наблюдалось затишье: не на чем было ездить, приходилось адаптировать для гонок советские «Мински» и «Чезеты». В 2006 году администрация города финансово подержала мотогонщиков. Сначала купили мопеды, на которых «началка» учится ездить и сегодня, а потом и пять современных японских кроссовых мотоциклов. Начинающие оплачивают только расходы на бензин – уходит около литра за тренировку. По словам тренера, «они на конфеты больше тратят». Профессиональные же занятия мотоспортом обходятся дорого. Гоночный мотоцикл стоит от 600 тысяч рублей, и хватает его всего на год.
– Получается, профессиональный мотокросс – для детей из богатых семей?
– Не только. Мы работаем со спонсорами. В Прокопьевске есть люди, которые неравнодушно относятся к тем, кто чем-то увлекается всерьез, – отвечает Сергей Юрьевич.
– И сколько юношей, которые в вашей секции вышли на серьезный уровень, поддержали спонсоры?
– Процентов семьдесят. Кто-то раньше сам занимался, теперь помогает другим.
Мотопрезидент
Десять лет существует федерация мотоциклетного спорта Кемеровской области. Нынешний президент этой федерации Кирилл Цвенгер – воспитанник прокопьевского отделения мотоспорта.
– Когда впервые сели на что-нибудь двухколесное с мотором?
– В шесть лет, еще в школу не ходил. Потом моторный велик, мопеды. Чтобы не ездил по дорогам, родители купили кроссовый мотоцикл и отдали в секцию.
– Как, живя в Прокопьевске, выполняете обязанности президента федерации?
– Я везде нахожусь одновременно, – шутит Цвенгер.
А позже объясняет, что дает мотоспорт:
– Мотогонщик становится адаптивен ко всему. Мотокросс учит концентрации. Спортсмен, открывая ручку с поворота, газуя, видит на сто – двести метров, считывает и анализирует информацию: как ехать и по какой траектории. И даже не на соревнованиях, а когда он идет пешком или управляет автомобилем, контролирует ситуацию на 360 градусов.
– Действительно ли в Прокопьевске мотоспорт особенно популярен?
– Прокопьевск – сердце кузбасского мотокросса.
– И как давно сложилась такая ситуация?
– Да она и не заканчивалась с советского времени. В те годы в нашем городе было много мастеров спорта по мотокроссу, чемпионов и призеров всесоюзных и международных соревнований.
– В Прокопьевске есть отделение мотокросса при городской комплексной ДЮСШ. А как тренируются спортсмены в других городах Кузбасса?
– В Ленинске-Кузнецком есть отделение, но очень небольшое. В основном все ложится на плечи родителей. Или это уже взрослые спортсмены, которые сами зарабатывают на свое увлечение. Для многих это хобби. Они тренируются и соревнуются в свободное от работы время. У них есть свой класс – «Любители». Плюс еще есть класс «Ветераны» – от пятидесяти двух лет. И еще мы включили в чемпионат Кузбасса класс «Мотоциклы с колясками».
По словам Кирилла Цвенгера, в Кемеровской области около двухсот человек серьезно занимаются мотоспортом. Только в этом году – тринадцать соревнований в разных городах Кузбасса.
– Это больше, чем в любом другом регионе Сибирского федерального округа, – подчеркивает президент.
В СФО по массовости и числу соревнований по мотоспорту с Кузбассом может соперничать только Омская область.
Бросайте телефон, крутите гайки!
В начале июля состоялась встреча и. о. губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева с кузбасскими президентами спортивных федераций. Кирилл Цвенгер уточняет, что было две встречи – официальная и неофициальная. На второй Кирилл обратился лично к Цивилеву с просьбой поддержать мотоспорт.
– Родители покупают детям новые разновидности мотоциклов – питбайки. Они свободно продаются, у них нет технического паспорта. Подростки ездят на этих питбайках по дорогам. Я хочу, чтобы они шли в ДОСААФ,где были бы организованы секции мотоспорта. Чтобы в этих секциях детей учили управлять мотоциклами, учили крутить гайки и болты, – объясняет Кирилл. – Интерес к технике сейчас отошел на второй план. Раньше чуть ли не каждый второй подросток говорил: «Я хочу быть военным летчиком!» А сейчас спросите, кем они хотят быть. Один только телефон в руках, ничего больше не надо.
– И что ответил Цивилев?
– Сказал, что надо разрабатывать план развития. Увидел и услышал, что в Прокопьевске работает одна из немногих в Сибири мощная секция мотокросса – с большим количеством участников, с достижениями на соревнованиях разных уровней.
Мечта Кирилла Цвенгера – вернуть мотоспорту популярность и массовость, которая была в советские времена, когда секции мотогонщиков существовали не только при ДОСААФ, но и при многих предприятиях.
Мотопрезидент остается действующим спортсменом. Недавно он попробовал себя в такой дисциплине мотокросса, как эндуро (препятствий значительно больше и они гораздо разнообразнее, чем в мотокроссе), и победил. Соревнования проходили в Новокузнецке. Но главным увлечением по-прежнему остается классический мотокросс. Этим летом Кирилл участвовал в первых двух (впереди еще два) этапах международного Кубка Содружества, которые проходили в Бишкеке и в Чемкенте. В своем классе мотоциклов на обоих этапах занял первое место. Как и его брат Марк – в своей возрастной группе.
– Как ваша мама относится к тому, что в семье столько мотогонщиков?
– Негативно. Она шутит: «На соревнованиях переломаетесь – домой не приходите», – смеется Кирилл.