МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Кузбасс

Железнодорожник против РЖД: кузбассовец пытается оспорить незаконное увольнение

Кемеровчанин Михаил Налесник потерял работу и в ближайшее время может лишиться квартиры. И то и другое – незаконно и совершенно несправедливо, утверждает Михаил. Он абсолютно уверен в своей правоте и ведёт судебную тяжбу против бывшего работодателя – Западно-Сибирской железной дороги. Самое интересное: доводы Михаила подтверждают сотрудники транспортной прокуратуры. Но, несмотря на это, он проигрывает судебные заседания одно за другим. Подробности борьбы одинокого сотрудника с исполином российского бизнеса – в нашей статье.

Фото: Vse42.ru

Авария-призрак

Как рассказал Михаил, 31 мая 2022 года на станции Предкомбинат, которая являлась зоной его ответственности, произошло транспортное происшествие – сход вагона с рельсов.

- Я был старшим смены, дежурным по станции. Согласно инструкции, мы доложили о том, что случилось, своему начальнику. Он приехал и принял решение – скрыть факт происшествия. Он собрал нас всех и сказал – «Всё, ребята, забыли. Работаем дальше». Сошедший вагон подняли, поставили обратно и отправили дальше. Никого не оповещали и никаких документов не оформляли.После этого мы вернулись на свои рабочие места и принялись работать, как раньше, - рассказывает Михаил.

Фото: Vse42.ru

Но «как раньше» не получилось – через полгода Михаил Налесник, отработавший 15 лет без нарушений и взысканий, начал с космической скоростью получать выговоры от начальства. Через несколько месяцев их было уже три – на этом основании сотрудника и уволили.

Очень важный момент: если работником железнодорожной станции были грубо нарушены нормы безопасности, то трудовой кодекс РФ требует: во-первых, сразу же отстранить его от работы; во-вторых, направить на переаттестацию. Ни того ни другого не происходило ни в одном из случаев – Михаилу сразу выносили выговоры.

Фото: Vse42.ru

Экс-дежурный по станции уверен – настоящей причиной для увольнения послужил именно тот злополучный сход вагонов – он считает, что начальник станции избавлялся от опасных для его карьеры людей.

Противостояние

Увольнение «по статье» - всегда катастрофа для уволенного. Фактически, эта формулировка ставит крест на твоей карьере - тебя официально признали некомпетентным и найти работу по своей специальности, скорее всего, больше не получится. Неудивительно, что Михаил подавал протесты на каждый полученный выговор. А после увольнения обратился в суд с требованием снять дисциплинарные взыскания и восстановить его в должности. Районный суд требования отклонил и признал увольнение законным. Михаил подал апелляцию и обратился в транспортную прокуратуру.

Фото: Vse42.ru

Сотрудники прокуратуры взялись за дело всерьёз: провели проверки по каждому вынесенному выговору и опросили свидетелей. И пришли к выводу, что все три выговора были вынесены незаконно.

- Таким образом, приказ начальника Тайгинского центра организации работ железнодорожных станций от 11.12.2023 №15 «О привлечении к дисциплинарной ответственности работника Тайгинского центра организации работ железнодорожных станций» вынесен с нарушениями требований трудового законодательства, в связи с чем подлежит изменению, - говорится в официальном протесте Тайгинской транспортной прокуратуры.

Кроме того, прокурорская проверка установила, что злосчастный сход вагона в мае 2022 года всё-таки действительно произошёл.

- Ваши доводы о сокрытии сотрудниками ОАО «РЖД» произошедшего в мае 2022 года схода железнодорожного вагона на путях станции Предкомбинат Западно-Сибирской железной дороги в ходе проверки нашли свое подтверждение, в связи с чем Кемеровским транспортным прокурором 02.09.2024 руководителю Западно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» внесено представление, - ответили Михаилу в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре.

Казалось бы – тут и делу конец, справедливость восторжествовала. Но увы, дальше наша железнодорожная история покатилась по странным рельсам: суд аппеляционной инстанции доводы прокуратуры во внимание не принял и оставил предыдущее решение в силе.

Фото: Vse42.ru

Не то, чтобы мы сомневались в компетентности судей, но есть в этом деле моменты, наводящие на раздумья:

  • Почему человек, грубо нарушавший правила безопасности (а именно с такой формулировкой выносились выговоры Михаилу), не отстранялся от работы, как того требуют правила? Почему руководство раз за разом спокойно оставляло его на рабочем месте?
  • Почему человека, получившего три выговора подряд, так и не удосужились отправить на переаттестацию? Тут возможны только два варианта: либо его очень хотели уволить, либо в Тайгинском центре организации работ железнодорожных станций царит прямо-таки несусветный бардак. В обоих случаях судье стоит серьёзно подумать, прежде чем ломать человеческую жизнь.
  • Та же прокуратура доказала факт сокрытия схода вагона непосредственным начальником Михаила Налесника. Разве это не повод задуматься? Если человек счёл возможным обойти закон при аварии, что мешает ему сделать то же самое, чтобы избавиться от неугодного сотрудника?

Позиция ЗСЖД

Неудобных вопросов в адрес ответчика со стороны суда, по словам Михаила, так и не прозвучало. Их попробовали задать мы – направили официальный запрос в службу корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги. И получили ответ - краткий, как поездка в электричке и простой, как непропитанная шпала:

Читаем между строк: отвечать на вопросы журналистов в ЗСЖД никто не собирается. Никакого схода вагонов в мае 2022-го не было. И наплевать, что там напроверяла эта ваша транспортная прокуратура. И ни о каких компромиссах или соглашениях с Налесником речи идти не может. Сдавать свои позиции компания не намерена. Она последовательно завершает все отношения с де-факто уволенным сотрудником. И в ближайшее время Михаила уже в прямом смысле «выкинут на мороз» – компания требует, чтобы его семья в кратчайшие сроки покинула служебную квартиру в Кемерове.

Позиция сотрудника

Михаил, разумеется, понимает, что работать в структуре РЖД он больше не сможет – в силу острой обоюдной неприязни. Но начинать жизнь с нуля он тоже не собирается. Он твёрдо намерен и дальше работать по специальности, которой посвятил большую часть жизни. А для этого необходимо очистить деловую репутацию: добиться снятия дисциплинарных взысканий, восстановиться в должности и только потом уволиться по собственному желанию.

Поэтому он подал ещё одну аппеляцию. В следующий раз дело Михаила будет рассмотрено 19 декабря в Восьмом кассационном суде общей юрисдицкции в Кемерове.

Фото: Vse42.ru

Странности

Помимо уже перечисленных, есть в этой истории и другие странности, внесудебного характера. Например, почему так важно было уволить человека именно «по статье»? Как правило, неугодному сотруднику сначала предлагают уйти мирно, по собственному желанию. И чаще всего люди это заявление пишут, потому что понимают, что бороться – себе дороже. Больше того, Михаил сам предлагал своему руководителю такой вариант.

- Я лично встречался с начальником станции и сказал что через год уйду сам. У меня ребёнок младший занимается хоккеем и пока он ходит в первый класс, мне надо было продержать  один год. А потом можно было переезжать в другой город  где есть хоккейный клуб – Новосибирск или Красноярск. А ещё мы занимаемся у логопеда, такого специалиста не стоит менять в ходе обучения. Всё это я объяснил, но он начальник не стал ждать, - рассказывает Михаил.

Но главный вопрос, который нас занимает – почему судьи так упорно отказывались принимать в расчёт доводы транспортной прокуратуры? Ведь есть результаты прокурорских проверок, показания свидетелей, экспертные заключения. Это серьёзные документы и они лежали на столе у судей перед оглашением их решения.

Возможно, какие-то ответы появятся после заседания кассационного суда. Ждём с нетерпением и огромным интересом.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах