Нагрузка на самолеты при движении, взлете и посадке по некачественной полосе серьезно возрастает. А потому авиаперевозчики зачастую отказываются работать с аэропортами, которые не могут обеспечить должные условия для бережной эксплуатации авиатранспорта. Этот вопрос особенно актуален в нашей современной санкционной действительности, когда авиакомпании особенно берегут свои воздушные суда. А значит кемеровскому аэропорту для развития региональных авиаперевозок и увеличения пассажиропотока необходимо реконструировать взлетно-посадочную полосу.
«Эта реконструкция – долгожданное и знаменательное событие для нас, - отметил Сергей Цивилев. - Она входит в перечень поручений президента Владимира Владимировича Путина. Получив одобрение президента, мы провели экспертизу. Специалисты подтвердили, что полоса нуждается в ремонте. Далее благодаря компании-инвестору нам удалось разработать проект реконструкции, которая впоследствии была включена в программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Так как финансирование проекта осуществляется из федерального бюджета, определением подрядчика занималось Министерство транспорта РФ. Договор с подрядной организацией был подписан в сентябре прошлого года. Работы начались в декабре. Уже через три года у нас в Кемерове появится обновленная взлетно-посадочная полоса, соответствующая самым современным требованиям. Она сможет принимать все существующие типы воздушных судов, будет комфортной, а главное - безопасной. И сегодня мы вместе с вами приехали на строительную площадку, чтобы посмотреть, как реализуется этот проект».
Проектные планы
Проект реконструкции кемеровской взлетно-посадочной полосы разбит на три этапа. Каждый этап – длиною в год. «Протяженность ВПП составляет 3200 метров, - пояснил генеральный директор аэропорта Николай Тарануха. – Мы планируем реконструировать по 1000 метров с небольшим каждый год. Помимо ремонта бетонного полотна взлетно-посадочной полосы, проект предусматривает строительство очистных сооружений поверхностного стока, замену светосигнального оборудования, реконструкцию периметровой объездной дороги, по которой патрулирует наша служба безопасности, и периметрового ограждения. Вместе с этим будут заменены коммунальные сети, сети связи и энергоснабжения, а также построена новая аварийно-спасательная станция и площадка для противообледенительной обработки воздушного судна, расширен перрон. Впереди нас ждет три года очень активной работы».
«Новейшая система водоотведения и водоочистки – это наш вклад в экологию, - добавил губернатор. – А новое светосигнальное оснащение полосы позволит уменьшить количество случаев, когда самолет уходит в другой аэропорт из-за непогоды».
Уверенный старт
Реконструкцию доверили надежному питерскому подрядчику, который существует на рынке с 1989 года, проводил работы в столичных аэропортах Пулково и Домодедово, а также реализовывал проекты на объектах в Оренбурге, Красноярске и других крупных городах нашей страны.
До конца октября в рамках первого этапа планируется реконструировать 1020 м ВПП, часть рулежной дорожки и очистных сооружений, участок ограждения протяженностью 380 м, обновить объекты метеооборудования и т.д.
Сейчас строители занимаются подготовкой кабельных переходов методом горизонтального бурения. «Под рулежной дорожкой при помощи специальной техники нами будут произведены горизонтальные проколы длиной более 50 метров, - рассказал руководитель контракта Александр Палагутин – В эти проколы будут уложены трубы, а через них проложены кабельные сети. Таких проколов по полосе будет 18. Уже выполнено 12, до конца февраля мы планируем завершить работу над остальными».
Параллельно проводится закупка строительных материалов – в ходе реконструкции понадобится порядка 200 тысяч кубометров. «Если завозить строительные материалы на площадку летом, мы разобьем все наши дороги, - отметил Сергей Цивилев. – Поэтому мы стараемся максимальный объем материалов завезти зимой, когда дороги проморожены и хорошо выдерживают нагрузку». На сегодняшний день завезено 28 тысяч кубометров стройматериалов, в феврале планируется завезти еще 50 тысяч, чтобы в апреле начать использовать их в строительстве.
На время проведения реконструкции подрядчик создал в Кемерове обособленное предприятие, благодаря чему налоговые отчисления с федеральных средств (а это порядка 400 миллионов рублей), будут оставаться в регионе. «Мы заключаем договоры на закупку местных материалов, - отметил Александр Палагутин, – повышая тем самым доходы кузбасских предприятий. С собой мы привезли около 30% узкоквалифицированных специалистов, которые будут руководить проектом. Около 70% сотрудников мы будем набирать из местных жителей. С техникой ситуация обстоит аналогичным образом. Мы перебазировали в Кузбасс только специальную технику, которой нет здесь: это бетоноукладочный комплекс, 3D-устройства и разрушители. Имеющийся у нас бетоноразрушитель позволяет без использования гидромолотов и экскаваторов всего за неделю вместо нескольких месяцев разобрать бетон всей полосы на мелкую фракцию. Остальную технику – самосвалы, бульдозеры, экскаваторы – мы будем арендовать здесь. Сегодня на нашей стройплощадке работает 55 человек и 22 единицы техники. На пике стройки в июне-июле предполагается задействовать около 180-200 человек. Общежитие на 150 мест уже готово к заезду постояльцев».
Пострадали, но не унывают
Сроки проведения второго этапа работ и источники их финансирования пока не определены. Они отчасти будут зависеть от сроков реализации первого этапа. По плану второй этап должен стартовать в 2024 году. Николай Тарануха не исключает, что на втором этапе реконструкции придется на 3-5 месяцев закрыть аэропорт. Временно обслуживанием кемеровских рейсов будут заниматься аэропорты Томска, Новосибирска и Новокузнецка.
Руководство аэропорта и региональные власти рассматривают альтернативный вариант решения вопроса - можно задействовать неиспользуемую ВПП. Но для этого ее нужно будет капитально отремонтировать, что потребует серьезных финансовых вложений - несколько сотен миллионов рублей. Оба варианта сейчас обсуждаются, решение будет принято к концу зимы.
А пока реконструируется полоса, руководство аэропорта занимается развитием регионального авиасообщения и ведет переговоры об открытии из Кемерова дополнительных направлений. «Из заграничных рейсов у нас на данный момент есть только Таиланд, надеемся, что он будет круглогодичным, - рассказал Николай Тарануха. – С конца февраля мы планируем возобновить рейсы в Узбекистан и Киргизию. Думаю, что с мая у нас появится Турция, на следующей неделе мы уже ждем заявки от туроператоров. Политических или технических препятствий для этого на текущий момент нет. Постараемся поработать по Египту, но пока нет никаких однозначных прогнозов. Остальные страны пока не доступны. Есть согласованный борт на Китай, но Китай пока не открывается. Мы все время находимся в переговорах с авиакомпаниями и прикладываем усилия, чтобы привлечь их на наш рынок. Наша отрасль – одна из самых пострадавших от недружественных санкций, потому авиаперевозчики берегут самолеты и стараются летать только там, где они максимально наполняются. В зимний период было отменено много рейсов, не только в Кемерове. Но субсидирование на региональные рейсы у нас увеличилось вдвое. Мы летаем в Сочи, Новосибирск, Казань, Красноярск, недавно полетели в Омск, планируем полететь в Читу. Летать по всей стране из Кемерова не совсем актуально. Там, где есть потенциал в организации пассажиропотока, мы связываем регионы напрямую. Где спрос еще не дорос, организовываем удобные стыковки».
Как отметил Сергей Цивилев, своей задачей региональные власти видят организацию максимально комфортного пути пассажира от его дома до точки назначения через кемеровский аэропорт. «Со временем мы хотим отстроить весь цикл перемещения пассажира, - отметил глава региона. – У нас должны быть хорошие автобусы и хорошая дорога до аэропорта, чтобы человек мог быстро и комфортно доехать. Должен быть хороший терминал, где можно оперативно пройти все этапы оформления полета и отдохнуть. А до самолета можно было не на автобусе доехать, а пройти по теплому телетрапу, после чего взлететь без задержек рейса и тряски по хорошей взлетной полосе. И точно так же – в обратную сторону. Это и есть комплексный подход к организации авиационного сообщения».