Не было бы счастья, да дистанционка помогла
Два года назад перед учителями поставили задачу – передавать знания ученикам в дистанционном формате. Для педагогов это был вызов их профессиональным способностям, который требовал от них нового подхода. Учитель физики и астрономии Екатерина Шинкоренко взяла инициативу в свои руки и начала преподавать из дому. Настроив популярный сервис для общения Discord, она стала с его помощью вести уроки, используя в качестве школьной доски простенькую программу для рисования Paint.
Будучи потомственным педагогом с 12-летним стажем, Екатерина смогла адаптироваться к новой обстановке, однако вскоре ситуация приняла неожиданный поворот. Один из учеников увидел в интернете, как студенты вуза строят в компьютерной игре лекторий и приглашают преподавателя вести в нем лекции. Вдохновившись этим примером, подросток предложил учительнице:
– Давайте тоже построим свою виртуальную школу!
– Где?
– В Minecraft.
– Ну, давайте попробуем.
Так, без лишних слов, проекту было дано начало.
Minecraft
Популярная во всем мире компьютерная игра в жанре «песочница», в которой игроку предоставляется возможность одному или с друзьями строить из различных материалов сооружения, а также сражаться с противниками.
Первоначально команда добровольцев решила просто попробовать свои силы и построила в игре черновой вариант школы, который представлял из себя небольшую комнату с картинами и проектором для просмотра презентаций. К несчастью, об их деятельности узнали недобросовестные игроки – гриферы. Эти люди стремятся всеми силами испортить другим игрокам удовольствие от игры, что они и сделали, уничтожив виртуальное здание, построенное школьниками. Но, как говорится, не было бы счастья… Полученный неприятный опыт помог ребятам в дальнейшей работе.
Когда команда строителей убедилась, что им под силу возвести школу, они вновь взялись за виртуальные инструменты и приступили к делу, но обезопасив плоды своих трудов от недоброжелателей. Их новое творение уже действительно походило на настоящее учебное заведение с красивым входом, кабинетом и школьным звонком. Даже пожарные выходы они сделали в соответствии с требованиями СанПиНа. Дальше дело оставалось за малым – загрузить презентации и интерактивные модели.
И все же мало построить школу, нужно еще вовлечь учеников в обучающий процесс. С этим у Екатерины Шинкоренко проблем не возникло. Идея опробовать новый способ обучения быстро стала самой обсуждаемой темой в классе. Так как Minecraft был установлен не у всех, было принято решение, что виртуальную школу будут посещать лишь те ученики, у которых приобретена игра. Остальные же будут смотреть демонстрацию экрана и с ее помощью видеть и слышать все, что происходит на уроке.
- А что думали по этому поводу директор и родители? – напрашивается очевидный вопрос.
Оказалось, что на начальном этапе о затее учителя и учеников знали только учитель и ученики - все происходило само собой. Что же касается родителей, то они знали, чем занимаются их дети, но никаких возражений на этот счет не высказывали.
- Жалоб не поступало, никаких противоречий не было. Вывод – все прошло хорошо и гладко, - ответила педагог.
Грызем блоки науки
Несмотря на совершенно новую обстановку, сам процесс виртуального обучения мало чем отличался от живого. В план уроков все так же входили просмотр презентаций, видео и интерактивных моделей. Тем нем менее, ученики были полностью в него погружены. Этому способствовали как усердно созданный интерьер школы, который включал в себя даже уютный камин и столовую, так и то, что дети получают новые знания, играя в любимую игру.
Спустя три месяца дистанционное обучение закончилось, и дети вернулись за реальные парты. Школа по ту сторону экрана надолго опустела, однако то удовольствие, которое дети получили в ее стенах, стало топливом для создания нового проекта.
Старшеклассники трудятся для младшеклассников
Спустя более чем год ребята, будучи уже в 10 классе, встали перед непростым выбором. Им требовалось определиться с темой для обязательного школьного проекта. В процессе мозгового штурма одному из учеников пришла идея:
“Почему бы не взять ту идею с виртуальной школой и не усовершенствовать её?”
Екатерина Шинкоренко, которая к этому времени стала их классным руководителем, инициативу поддержала. Вновь собрав команду из старых и новых единомышленников, старшеклассники принялись за работу.
Новой идеей учеников стало строительство виртуального образовательного учреждения и создание системы, которая дополнила бы уже привычное школьное обучение. Так, по задумке, ученики 5-9 классов будут заходить во внеурочное время в определенный промежуток времени на игровой сервер, где построена школа, и выполнять различные задания, смотреть лекции, опыты с объяснениями и интерактивные модели, которые для них будут подготавливать старшеклассники. Все это, разумеется, по желанию и для тех, у кого есть базовая версия игры с необходимыми модификациями.
- Благодаря внутриигровым модицификациям (модам) весь этот процесс обучения и строится, ведь с помощью модов можно создавать целые системы. Например, сооружать космические ракеты и путешествовать на них между планетами для изучения астрономии или строить полигон для изучения радиоактивности, - пояснила педагог.
В игре возможно реализовывать не только пассивно-ознакомительные, но и активные практические задания. Например, добыть ресурсы и построить из них определенный объект. Для этого игрокам придется в привычной для них манере путешествовать по локациям, исследовать пространства и сражаться с зомби. В случае успеха им будет полагаться игровое поощрение: алмазные мечи, экипировка и другое.
- А как быть, если у игрока возникли проблемы с игрой или пониманием материала? - спросите вы. Для таких случаев во время работы игрового сервера будет доступен комьюнити-менеджер – старшеклассник, который сможет оказать необходимую помощь. Кроме того, будет создан специальный чат для общения, таблички с информацией в самой игре и многое другое.
Сейчас над проектом работают четыре человека, у каждого из которых свои обязанности. Один, например, занимается программированием, другой изучает то, как будет происходить общение в игре. Ребята тесно общаются и у них есть час внеурочного времени, чтобы собраться и вместе поработать над проектом.
- В будущем к ним могу присоединиться новые люди, а когда они закончат учебу, на их место придут новые ребята. Таким образом система будет продолжать жить и развиваться, - пояснила их наставница.
Идем на грант!
Необычным школьным проектом заинтересовались коллеги Екатерины Шинкоренко. Они попросили ее рассказать об этой идее на педагогическом совете. Более того, разработчикам поступило предложение принять участие в грантовом конкурсе «Сквозные образовательные траектории» от Обрсоюза. И, не тратя лишнее время на раздумья, команда решила принять этот вызов и испытать свои силы. Как итог, проект прошел в финал. После первого этапа из 1850 участников осталось лишь 72. Теперь 15-17 октября Екатерине Шинкоренко, как руководителю, предстоит защитить проект виртуальной школы на конференции в Ялте, после которой останется лишь 12 победителей.
В случае успеха команда планирует потратить призовые деньги на покупку в кабинет компьютеров, на которых они смогу работать над проектом не дома, а в школе.
Цифра - не вместо, а вместе с обучением
Неординарность подхода и актуальность проекта для ребят бесспорны.
- Если говорить в целом, то такое обучение можно попробовать в любой игре, где есть возможность присутствовать большим количеством человек. Не в каждом игровом пространстве можно строить школу или рисовать, однако, как минимум, преподаватели могут проводить в таких играх лекции и другие занятия. Например, в игре про исторические сражения и танки изучать историю и смотреть, какие исторические неточности были допущены в ее создании.
В самом же Minecraft возможности куда шире. Благодаря такой многофункциональности преподаватели самых разных дисциплин могут вести в данной игре свои занятия.
Один из немногих школьных предметов, которые проблематично перенести в виртуальный мир – физкультура. Данная дисциплина требует от человека физическую активность, что плохо вяжется с сидением за компьютером. Тем не менее, лекционные занятия по ней все же можно проводить в игре.
Затрагивая тему компьютера и здоровья, нельзя обойти стороной и отрицательные стороны виртуальной школы. Одной из таких является долгое нахождение перед экраном. Согласно нормативам, за компьютером детям лучше всего сидеть без перерыва не больше 40 минут. В виртуальной школе контролировать их будет проблематично, так что разработчикам остается надеяться лишь на честность своих пользователей.
- Наш проект не стремится решить глобальные вопросы. Наша цель - чтобы детям было интересно, - пояснила Екатерина Шинкоренко.
Учитель в новом мире
Как призналась учитель, дистанционное обучение стало для нее настоящим шагом в неизвестность. Ей поручили вести занятия в незнакомой среде, а затем еще и дети предложили перейти в тот мир, в котором она раньше не была, несмотря на свой богатый игровой опыт. Для нее это был инсайт, проба чего-то нового. По ее мнению, в нынешнее время для учителя очень важно быть адаптивным. Цифровизация становится частью нашей жизни, и мы не должны противиться ей, а лишь направлять в нужное русло. Это особенно важно при работе с нынешними детьми, которые способны самостоятельно искать информацию в интернете. Любую тему они могут найти в поисковых системах, любой опыт – посмотреть на YouTube. Таких людей очень непросто заинтересовать, и преподавателей, которые на такое способны, не так уж и много.
Что касается самих игр, то, по мнению Екатерины Шинкоренко, взрослым стоит пересмотреть свой взгляд на них. В каждой игре можно найти что-то хорошее, и каждая чему-то да учит. Кроме того, они помогают детям ненадолго оставить свои проблемы и погрузиться в иной мир, а также найти новых знакомых.
- Дети так или иначе будут играть, так пусть они будут делать это с пользой, - завершила свою мысль руководительница проекта.
Ученики подтверждают
Молодые ребята из команды разработчиков также поделились своим мнением по поводу работы над проектом, а также рассказали о своих планах на будущее.
Семенов Максим, 16 лет. Как и его коллеги он ученик физико-математического направления.
- Со сколки лет ты играешь в компьютерные игры? Какие жанры тебе нравятся?
- Играю с 6 лет. Предпочитаю песочницы, шутеры, стратегии.
- Что тебе в играх нравится?
- В них у меня есть возможность побегать по горам и сделать то, чего я бы не смог в реальной жизни.
- Есть ли у тебя еще увлечения?
- Мне нравится заниматься программированием.
- Как ты включился в работу над виртуальной школой?
- У нас был определенный круг друзей, и когда один предложил эту идею, другие его поддержали. Моим коллегам нравится эта работа. Они сами любят играть в игры. Сам же я присоединился на стадии второй школы. К нам также хотели присоединиться мои друзья из интернета, но мы им отказали, опасаясь за сохранность школы.
- Это твое собственное желание участвовать в проекте?
- Меня учитель пригласила поучаствовать в конкурсе СОТ, я согласился.
- Какова твоя задача в проекте?
- Я занимаюсь программной составляющей проекта.
- Нравится ли тебе работа над этим проектом?
- Нравится. Думаю, ученикам 5-9 классов нравится, ведь с этой системой учиться намного интереснее.
- Что в планах?
- В планах у меня сделать приложение для своего класса и поступить учиться в Питер. Хочу писать программные коды для сайтов.
- Помогает ли работа над проектом в достижении этой цели?
- Да, относительно помогает.
Дугинова Анна, 15 лет.
- Со сколки лет ты играешь в игры? Какие жанры тебя привлекают?
- С 12-13 лет. Люблю жанр RPG, но по большей части шутеры. В них меня привлекает красивая графика, доброе отзывчивое комьюнити, а если это RPG, то интересный сюжет.
- Какие еще увлечения у тебя есть?
- Мне нравится фотографировать, отучилась в фотошколе два года.
- Как ты включилась в работу над проектом виртуальной школы?
- Меня пригласила Екатерина Викторовна, наш преподаватель. Я подумала и согласилась. Ранее мне уже довелось участвовать в строительстве школы во время дистанционки.
- Какова твоя задача в проекте?
- Я являюсь резервным игроком - билдером. Говоря иначе, помощником в построении объектов.
- Нравится ли тебе работа над этим проектом?
- Да, вполне.
- Что полезного в той деятельности, которой вы занимаетесь?
- Показать, что уроки можно проводить так, как нравится детям. Это развивает в них желание учиться, а к тому же еще и весело.
- Что думаешь делать в дальнейшем?
- Поступать собираюсь на направление «информатика и вычислительная техника». Но в будущем надеюсь связать это с творчеством.
- Появились ли у тебя благодаря этой работе новые навыки?
- Да, это развивало во мне усидчивость, целеустремленность, а также стремление завершать начатое дело: что-то достроить и не бросить.