МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Кузбасс

Как «Безопасные и качественные дороги» могут сделать небезопасной и некачественной жизнь кемеровчан

Жители областной столицы не согласны с «догмой» мэрии по строительству дороги

В Кузбассе формируется гражданское общество, готовое отстаивать свои права и интересы и участвовать в принятии решений, касающихся жизни города. Но, похоже, пока эта активность не нужна никому, кроме этого самого общества. Почти шесть месяцев кемеровчане пытаются  ознакомиться с госэкспертизой проекта дороги, которую строят под окнами их домов. Но документ им не показывают. На личных встречах представители мэрии просто сообщают: «Дороге быть - это догма!» То есть законно или не законно – не обсуждается… Но жители с этим не согласны.

Жильцы двух домов по улице Институтской объединились против строительства дороги

Новая дорога должна пройти прямо под окнами домов №26 и 28 по улице Институтской города Кемерово. В результате этого качество жизни сотен людей заметно ухудшится. И не просто ухудшится, горожане считают, что они будут ежедневно подвергаться серьезной опасности. Подтвердить или опровергнуть эти опасения легко – достаточно ознакомить людей с госэкспертизой, где все параметры нового объекта должны быть проанализированы в контексте строительных норм и правил. Но по каким-то причинам ни жителей, ни журналистов с этим документом власти знакомить не хотят. От прямых вопросов уходят в пустые объяснения – мол, все по правилам да по закону, никаких нарушений, госэкспертиза имеется, ее заключение положительное. Люди на слово властям уже не верят и резонно просят документального подтверждения. Но их пока водят за нос.

Как впихнуть невпихуемое

Идея о продлении улицы Институтской от ул. Цимлянской до проспекта Кузбасского не нова. В генплане этот участок предполагалось сделать дорогой еще более 10 лет назад.

Красным цветом на карте выделена новая дорога.

Просто в городском бюджете средств не находилось. А когда получилось включить проект в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги», работа закипела (стоимость строительства по контракту – более 71 миллиона рулей). Но одно дело – проекты и планы, и совсем другое – их реализация в жизни. На карте генплана все казалось гладко. А когда специалисты выехали на место и приступили к расчетам, оказалось, что новая магистраль в нормативы по разным объективным причинам не вписывается, как ни впихивай.

Новая дорога по проекту.

Дело в том, что расстояние от предполагаемой проезжей части до дома – около 28 метров. Около – потому что точную цифру назвать сложно. Ее не озвучили представители администрации на встрече с населением, нет ее и в проектной документации. Пришлось высчитывать приблизительно шагами на местности и линейкой на проектной схеме. Согласно требованиям СНиП 11-12-77, на таком расстоянии от жилья строительство дороги возможно только с возведением пылегазошумозащитных конструкций, которыми чаще всего являются полосы деревьев шириной не менее 10 метров. Высадить деревья между дорогой и домами не получается, потому что в этом месте под землей проложен высоковольтный кабель, питающий кемеровский кардиоцентр и другие социальные объекты. Поэтому вместо защитной полосы из деревьев будут высажены кустарники – так догматично решили в мэрии. Только вот при наличии кустарников расстояние от дороги до домов должно быть не менее 50 метров.

Рядом с будущей стройкой расположены надземные и подземные теплотрассы, которые планируют реконструировать и укрепить.

- Почему вы считаете, что можно отойти от норм выполнения законодательства и построить дорогу в том месте, где ее построить с соблюдением правил не получается? – задали справедливый вопрос властям жильцы домов на одной из встреч в администрации района.

- Вы же не лицензированные эксперты, - услышали они в ответ. – Есть эксперты, которые проверяли проект на соответствие нормативам, он прошел госэкспертизу.

- «Зимняя вишня» тоже проходила госэкспертизу, - не уступали горожане. Эта реплика осталась без ответа.

Расстояние до детской площадки, расположенной между домами №13 и 26, тоже вызывает вопросы кемеровчан. В проекте она вовсе не учтена. По крайней мере, нам проработку этого пункта в проектной документации найти не удалось. В городской администрации нас успокоили, сказав, что от площадки до проезжей части будет около 30 метров. Все бы ничего, только должно быть – не менее 50… «Я, к примеру, не знаю, как буду ребенка на площадку теперь отпускать, - признается одна из жительниц. – Теперь ему, чтобы попасть напрямую как раньше на качелю или в песочницу, нужно будет через дорогу перебегать или до пешеходного перехода со светофором в обход идти…»

В жертву новой дороге планируют принести и маленький лесок у домов: около 200 деревьев, включая 56 здоровых, крепких сосен. Строители уже приступили к вырубке насаждений.

Люди обнимают сосны, чтобы уберечь их от уничтожения. Клены уже пошли под снос.

Но самое главное – это, конечно, состояние домов, которые обзавелись серьезными трещинами задолго до начала строительных работ. «Несколько панелей дома №26 держатся на металлических стяжках, - рассказала старшая по дому Светлана Петрякова. – Они, кстати, скрепляют стены квартиры 97-летнего ветерана войны! Наши дома находятся на подвижных грунтах, их сползание заметно невооруженным глазом. Деревья, которые запланированы под снос, мало-мальски удерживали почву и не давали нам съехать в овраг. А что будет теперь? Мы не хотим становиться частью печальной истории».

Над подъездом смонтирована пятиконечная звезда - значит здесь живет ветеран ВОВ.

Металлическими стяжками удерживаются панели дома №26 по улице Институтской.

Жильцы переживают, что после вырубки насаждений и дополнительной динамической нагрузки (а по дороге будут ездить и легкие грузовики) их дома начнут «плясать» и попросту рухнут. Власти и тут придумали, чем успокоить волнующихся: сообщили, что на их домах будут установлены специальные маячки, и геодезисты будут мониторить состояние строений еженедельно и наблюдать за ними. Только что будут делать геодезисты, когда зафиксируют последствия этого негативного воздействия? Возможно, необратимые. Ведь они смогут лишь констатировать, а не предотвратить их… Но, похоже, это вопрос для догмы десятый, проблемы собираются решать по мере их поступления, а сейчас главное - построить.

Имитация бурной деятельности

Двуполосный аппендикс длиною чуть больше 600 метров с двумя светофорами, по мнению городских властей, призван разгрузить проспект Шахтеров с зашкаливающим трафиком… А по факту он просто перенаправит часть транспортных средств к тому же выезду с Соснового бульвара, создав дополнительную линию затора. То есть практическая польза дороги под большим вопросом.

Жители Институтской предлагают либо доработать проект до удобоваримого состояния, чтобы он не нарушал ничьи права. Либо пойти путем, который также предполагается градостроительным планом: продлить проспект Кузбасский до Леснополянского шоссе. «Там и дорога получится четырехполосная, - отметил председатель дома №28 Константин Пузырев. – И транспортные потоки разделятся. И ничьи интересы затронуты не будут, потому что дорога пройдет по логу вдали от жилых строений». Но думать в этом направлении властям мешают то планы с переносом биатлонной базы, то отсутствие средств.

«У нас был вариант либо вообще ничего не делать, - честно признался первый заместитель главы города Кемерово Дмитрий Анисимов на прошедшей в конце апреля встрече с населением. – Но тогда бы возникли вопросы у жителей Серебряного бора, почему мы ничего не делаем для улучшения их жизни. Либо делать то, что реально сделать за имеющиеся средства. На сложном рельефе строительство дороги обойдется минимум в миллиард рублей!» В общем, держитесь, люди. Ради того, чтобы у мэрии получилось создать имитацию активной деятельности во благо одних горожан, придется пожертвовать безопасностью и комфортом других. Только к такому самопожертвованию жители Институтской не готовы.

Да покажите вы уже эту экспертизу…

Но сделать ничего не могут, пока не докажут нарушения в проекте и не оспорят госэкспертизу, которая дала зеленый свет началу стройки. А с этой самой госэкспертизой они не могут ознакомиться уже почти полгода. «С декабря месяца мы выслушиваем обещания, - сообщил Константин Пузырев. – Все нам с честными глазами рассказывают, что экспертиза есть, что все работы законны, все нормативы выдержаны. Но почему нам ее тогда не показывают? Господин Рыбаков (начальник Управления городского развития администрации г.Кемерово – прим.Ред.) на камеру пообещал привезти ее вечером еще в середине апреля. До сих пор ждем. В управлении городского развития после многочисленных запросов нам прислали письмо со ссылкой, по которой мы якобы должны были открыть этот документ. Но ссылка – нерабочая. Мы обратились к специалистам, и те сообщили нам, что файл изначально (случайно или осознанно) был загружен битый. Все госэкспертизы в свободном доступе в сети есть, а Институтской нет».

На последней встрече, которая проходила в присутствии прокурора города Кемерово Александра Рудя, этот вопрос был поднят снова. И поставлен был вполне конкретно: «Вы дадите нам ознакомиться с госэкспертизой проекта или нет?» Но господин Анисимов предложил горожанам записываться на личный прием для получения ответов на их вопросы, а господин Рудь – написать официальное заявление. А пока люди записываются, дозваниваются, пробиваются, ждут рассмотрения – дорога строится. А потом можно развести руками: «Ну, что уж, почти все сделано, не откатишь».

«Есть просто карточка экспертизы с общей информацией, - отметил Константин Пузырев. – В ней прописан номер экспертизы и то, что она имеет положительное заключение. А где сам текст с расчетами? Мы хотим в судебном порядке обжаловать эту госэкспертизу. Мы даже связались с соответствующей организацией, которая готова провести ее рецензирование. Но нас лишают такой возможности. Только обещают, обещают… Говорят – нет никакой секретности, но от просьб и требований предоставить документ, уходят. Или обещают ознакомить с результатами прокурорской проверки. Она сейчас проходит и должна завершиться до конца июня. А зачем нам результаты проверки? Нам сам документ нужен. Да и ждать некогда. Мы уже не верим никому после этих сказок про белого бычка. И возникает вопрос: в чем секретность экспертного заключения, почему нам не показывают документа? Значит, там есть очевидные нарушения? Или для городских властей это уже дело принципа? А деревья уже валят, работы идут! Мы пытаемся их притормозить до получения госэкспертизы и ее оспаривания. Но нам говорят – на сегодняшний день сведений о том, что работы производятся с нарушениями, нет, поэтому и оснований для их остановки тоже. Замкнутый круг!»

Сосновый лесок, который пытаются сохранить горожане.

Наверное, в Управлении городского развития думают: начнутся работы – и люди успокоятся, и смирятся, и примут как данность… В доме проживает 800 человек. Только за один вечер жители собрали 600 подписей против. Но, видимо, никто не планирует с этим считаться. Потому что догма власти – это когда все остальное до лампочки! И закон, похоже, тоже…

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах