МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Кузбасс

Что происходит с квестами

Как пандемия дала игрокам дополнительные эмоции, а квест-бизнесу – новые возможности

Жизнь в 2020 была настоящим квестом. Мы придумывали стратегии, решали сложные задачи, лавировали и выруливали из иногда весьма непростых ситуаций. Пандемия придумала для нас сценарий, и каждый проходил свой квест. Дети - без бабушек-дедушек на дистанционке и в четырех стенах. Взрослые - по более сложной программе: вместе с детсадовским и/или школьным квестом детей квестили свою удаленку и/или сокращение, проблемы бизнеса, + самоизоляцию (и хорошо, если баз допсценария «ковид во всей красе»). Опасный для жизни квест проходили и пожилые люди,  даже  те, кто и слова-то такого не слышал. Хватило ли людям реальных приключений в жизни, или желание отвлечься от повседневных проблем и получить дополнительные эмоции было сильнее? И как чувствовали себя в условиях, когда все рухнуло в одночасье, те, кто придумывает сами квесты?

Фото: twitter.com/Mir_Kvestov

На все эти вопросы попытались ответить квестмейкеры из разных уголков страны. Онлайн-конференция «Итоги 2020 года в индустрии квестов» от агрегатора «Мир квестов» собрала руководителей российских компаний, занимающихся созданием и организацией квестов, которые делились опытом и рассказами о том, как пережили пандемию, что происходит с квест-румами в настоящее время и что будет с индустрией дальше. Получился такой своеобразный квест о квесте…

Первый сценарий, который пришлось отыгрывать создателям квестов весной 2020 года, можно условно назвать «Закрываться или нет? И на сколько?».  

Эту задачу все решали по-разному. Как сообщила Анастасия Недоумова, PR-директор «Мира Квестов», 80% локаций закрылись на время локдауна, 20% рискнули продолжить работу с поклонниками интерактивных игр несмотря на сложный и непонятный период. Из ушедших в локдаун  после ослабления противоэпидемиологических мер в конце лета свои двери открыли не все. Пошли первые потери, и далеко не «понарошку»…

Остались те, кто сумели найти ответ на следующий вопрос: как существовать в период запрета массовых и развлекательных мероприятий? На онлайн-конференции прошедшие и этот этап поделились своими путями решения проблемы.

«Пандемия застала нас врасплох. Полный локдаун, как и во многих крупных городах России, продлился с 28 марта по 30 июля. Распродажа сертификатов не пользовалась никаким спросом на момент пандемии. А выездные квесты мы решили не проводить, так как не могли обеспечить 100% безопасность ни нашим сотрудникам, ни клиентам, которые заказывают квесты, особенно, если это дети. Рост заболеваемости вызвал рост отмен. Отмены игр увеличилась на 15%, а выручка сократилась на 40%», – рассказала Екатерина Левина, руководитель компании «RAZOOMGAMES» из Санкт-Петербурга, занимающейся организацией детско-семейных квестов, о ситуации во время разгара пандемии.

Для того, чтобы оставаться на плаву в этот сложный и непонятный период, было принято решение создать онлайн-квест на YouTube по мотивам собственной игры компании о приключениях Шерлока Холмса, состоящий из ряда видеороликов. Игрок мог пройти его, не выходя из дома, абсолютно бесплатно. А после полного прохождения получить промокод.

Чтобы быть полезными для аудитории, квест-мейкеры выпустили ряд электронных «квестов по дому», которые помогли родителям организовать настоящее путешествие для своих малышей в стенах собственной квартиры. У компании можно было заказать онлайн-поздравление от персонажей квестов или онлайн-трансляцию квеста с аниматорами на полтора часа. Плюсом такого формата стала возможность подключения множества детей, если, например, именинник решил отпраздновать День Рождения со своими друзьями, а условия, продиктованные пандемией, не позволяли выйти за пределы квартиры.

Генеральный директор одной из самых крупных сетей квестов в России «Клаустрофобия» Владимир Жиганов рассказал о нововведениях, изменивших привычный уклад квест-жизни, следующее:

«Во время пандемии мы ушли в B2B направление в двух историях. В первую очередь, это мероприятия, тимбилдинги (корпоративные квесты – прим. ред.), естественно, в онлайн-формате. Теперь мы выводим это направление в отдельную бизнес-единицу. Тимбилдинг принес нам реальную прибыль в 10 миллионов рублей. В апреле-мае разработали порядка 40 продуктов для онлайн-игр. Прижились, конечно, не все. Помимо этого активно развиваются парки, установленные в ТРЦ Москвы».

Однако, несмотря на огромный успех, даже эта компания пострадала от сокращения заказов за 2020 год на 20%, а в постпандемийный период более чем на 30%.

Но, если в Санкт-Петербурге и Москве представители квест-румов смогли придумать новые форматы и уйти в онлайн, то на периферии все складывается по-другому. Организаторы игр в регионах решали свой квест «Как дожить и не потерять бизнес?». О том, как с этой задачей справились в Кузбассе, рассказал Иван Щербаков, руководитель кемеровской компании «QKey».

«У нас конечно, бюджеты не те. Когда нас резко накрыл локдаун, мы напряглись. Стали думать на счет онлайн, но поняли, что в таком случае придется конкурировать со всей Россией, а то и миром. И поняли, что мелким городам самим не вывезти, – поделился Иван Щербаков. – И хоть во время пандемии у нас были заказы, мы отказывались. В сентябре-октябре произошел резкий рост. Сейчас опять резкий спад. Все выездные заказы отменились, так как все заболели, и мы не стали рисковать. На счет аренды договорились, ее нам значительно снизили. Сейчас находимся в каком-то анабиозном состоянии, выходим в ноль, совсем немножко зарабатываем. Как будет ситуация развиваться дальше – пока не ясно».  

Отличает ситуацию в регионах и в центре еще и разница между количеством людей, которые ходят на квесты. В чем причины такого отличия?

На вопрос «Почему посещаемость квест-комнат в разных регионах России так сильно разнится: дело в платежеспособности населения, культурных особенностях регионов или душевной лени его жителей?» руководитель кемеровских квестов ответил так:

«Это сложный вопрос. Возможно, и культурные особенности... Видите проблема в чем – можно предполагать все, что угодно. Как это доказать? Ленивые люди везде есть, и в Москве, и в Питере. Оказывает ли это влияние или нет? За шесть лет мы так и не ответили на этот вопрос. Но платежеспособность влияет однозначно».

Углубившись в размышления, Иван Щербаков отметил еще одну особенность кузбасских квестов, которой нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге:

«Основная особенность кемеровских квестов заключается в том, что ни один из них не закрылся насовсем. В последние три-четыре года новые квесты в городе не открываются. Но никто и не закрывается. Насколько я знаю, все квесты продолжают выживать, кто-то лучше, кто-то хуже».

На вопрос «Планируется ли запуск онлайн-квестов в Кемерове?» Иван Щербаков ответил следующим образом:

«Онлайн это такая вещь, которая никак к географии не привязана. Запуск в небольших городах – дорого. Так как конкурируешь не с местным ивентом, а со всей Россией. Мы решили, что, скорее всего, нет, не получится, просто не хватит ресурсов именно на качественный продукт. Лучше не делать, чем делать плохо».

Игры, в которые играют люди

Однако «кому война, а кому – мать родна». Если для руководителей квест-румов пандемия – сложное и неопределенное, а то и губительное время, то для игроков она открыла множество новых возможностей.

Григорий Надток, капитан команды «КвестОбзор» из Москвы, за время существования квестов в реальности прошел в России 600 из них.

«Карантин сильно ударил по людям, которые играют в квесты. Для многих квесты – это не просто игра, это стиль жизни, место, где они находят друзей», – рассказал в прямом эфире заядлый игрок. – «Но карантин подарил нам появление новых форматов квестов. Аватар-квесты! Люди проходят квест глазами оператора. Появился онлайн-тимбилдинг, текстовые и флеш-квесты. Произошло возвращение к изначальным квестам, к истокам. Круг замкнулся. Во время пандемии вернулись аудиоперфомансы, когда профессиональный актер в онлайн-конференции рассказывает тебе сюжет, ты принимаешь решения, и сюжет зависит от твоего поведения. Здесь квест не ограничен определенными декорациями и помещением, все зависит от фантазии игрока. Каждый квест уникален. И каждый игрок проходит свою неповторимую историю. Карантин подарил нам онлайн-перфомансы – квест начинается со звонка актеру, который разыгрывает представление. Так, я проходил квест, по сюжету которого человек (актер) попал в беду, а мы ему помогаем и наблюдаем за перфомансом. Там и спецэффекты были, и вообще все!».

Фото: vk.com/kalepus

Так что же изменилось в квестах для потребителя за 2020 год? По сути, ничего. Да, в квестах в реальности появились маски и перчатки, социальная дистанция. Да, пандемия отняла у рынка много хороших компаний. Но она же подарила людям новые возможности и открытие новых проектов. В индустрии произошел взрыв по производству новых продуктов, которого не было с 2017 года. Сейчас у игроков есть выбор. И им действительно классно и интересно играть.  

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах