Колония делит жизнь на "до" и "после". Отбывание срока - непростое испытание, о котором вышедшие говорят неохотно и стараются как можно быстрее забыть. Но и здесь живут люди. Наш корреспондент оказался по ту сторону забора с колючей проволокой, чтобы посмотреть, как устроен быт ИК-22.
Колония общего режима для содержания осужденных мужчин ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области - одна из самых живописных колоний Кузбасса. Она располагается на скалистом берегу Томи в деревне Мозжуха. Сегодня в исправительном учреждении отбывают срок около 400 заключенных при лимите 670 человек.
Колония появилась еще в военное время. В прошлом году она отпраздновала 75-летний юбилей.
Здание штаба. Здесь располагается администрация колонии. Всего в ИК-22 трудится 197 сотрудников. Из них 156 аттестованных (имеющих спецзвание) и 41 вольнонаемный (гражданский).
Руководит жизнью колонии подполковник внутренней службы Андрей Анюхин. Андрей Иванович уже работал здесь с 2007 по 2011 год начальником отдела по воспитательной работе. В 2018 году он вернулся в Мозжуху на должность начальника колонии.
За 76 лет в колонии сменилось 16 начальников. Их портреты висят в штабе на стене рядом с приемной.
Сразу за штабом - домик для ожидания свиданий и приема передач. Работает исключительно по графику.
Рядом с домиком для ожиданий - магазин. Здесь родственники заключенных могут приобрести для них продукты и предметы первой необходимости. Причем для этого не обязательно ждать свидания. Можно произвести оплату, сообщить адресата, и ему передадут посылку.
Отдельно на прилавках стоит продукция собственного производства ГУФСИН: газированные напитки, печенье, кетчуп, колбаса, халва, копчености и т.д.
Вот она - граница между волей и неволей - длиной один километр. Там, за забором - совсем другая жизнь.
Когда сотрудники колонии слышат вопрос про побеги, стучат по дереву. Но попытки в исправительных учреждениях Кемеровской области случались. Одна из самых громких произошла в 2007 году в колонии строгого режима, расположенной в поселке Шерегеш. Тогда двое особо опасных преступников убили одного из осужденных, взяли в заложники двух сотрудников ИК и попытались покинуть место заключения. Для освобождения заложников и недопущения побега сотрудники колонии применили оружие, в результате чего один из преступников был убит на месте, а другой задержан.
Следить за порядком в исправительном учреждении помогают 13 служебных собак.
Всем, кто входит в зону, на КПП придется расстаться с документами, металлическими предметами и средствами мобильной связи. Даже начальник колонии заходит на ее территорию без телефона.
Около месяца назад на главном плацу появилось патриотичное граффити, авторами которого стали сами заключенные.
ШИЗО пустует... Все 25 камер. В прошлом году штрафной изолятор посетили всего трое заключенных, в этом - итого меньше, двое.
Все осужденные в возрасте от 18 до 30 лет, не имеющие среднего образования, обязаны посещать школу. Прогул - нарушение порядка и основание для помещения в ШИЗО. С 2010 года между учителем и классом появилась решетка. Мера предосторожности утверждена на федеральном уровне после инцидентов со взятием заложников. На сегодняшний день в ИК-22 обучается 144 школьника.
Футбольное поле колонии. Здесь проходят футбольные матчи между отрядами. Поделиться опытом сюда приезжают и профессиональные спортсмены.
На территории колонии - четыре общежития для заключенных, которые распределены по пяти отрядам.
Коридор общежития. Здесь размещена все необходимая для заключенного информация: правила поведения в колонии, распорядок дня, даже инструкция по заправлению кровати. Прописан каждый шаг, осужденные сами себе не принадлежат, занятость полная.
Спальное место каждому заключенному выделяет начальник отряда.
Обед - по расписанию. У каждого отряда - свое время приема пищи. Частично заключенные обеспечивают себя сами, выращивая овощи и мясо.
В столовой стоит терминал. В нем находится электронная библиотека, сайт центра занятости с перечнем вакансий, нормативная база, а также каталог личных дел всех осужденных, где прописаны и статья, и сроки отбывания наказания, и график свиданий.
В этом году в ИК-22 появилась стелла, посвященная 74-летию со Дня Победы в Великой отечественной войне. Элемент патриотического воспитания.
Медсанчасть в колонии работает как полноценная больница.
Женский медперсонал так же, как и учителя, отделены от пациентов решеткой. Прием документов и анализов осуществляется через нее. А осмотры и другие процедуры - в присутствии сотрудников колонии, обеспечивающих безопасность.
Пять линий на плацу для ежедневных построений и карточного учета осужденных: здесь каждое утро в девять часов выстраиваются все 400 человек. Их считают пятерками, так быстрее.
В этом году в собственных теплицах заключенные вырастили 9 тонн огурцов.
Кроме огурцов, в колонии выращиваются кабачки. Основная часть урожая отправляется в овощехранилище, остальное - перерабатывается прямо в колонии. Маринованные консервы собственного производства идут на стол заключенных.
На территории ИК-22 организовано маргариновое производство.
Технологии производства маргарина были разработаны совместно со специалистами КемТИППа. ИК-22 обеспечивает маргариновой продукцией исправительные учреждения Красноярского, Алтайского края, Томской области, Хакасии.
Вся произведенная продукция хранится на складе, откуда потом распределяется по учреждениям.
В этом году в мозжухинской колонии было произведено больше 500 тонн маргарина!
На территории колонии есть свинарник. Сейчас там содержится в общей сложности 358 голов свиней, боровов и поросят. Хрюшки идут на мясо, также для обеспечения собственных нужд.
На швейном производстве задействовано 108 из 187 работающих заключенных.
Колония сотрудничает с Кузбасской швейной фабрикой и обшивает множество крупных заводов, разрезов и шахт области.
В колонии выпускают от 120 до 150 комплектов одежды ежедневно.
В автомастерской колонии работает покрасочная камера. Здесь заключенные занимаются кузовным ремонтом.
На очереди в работу ежедневно стоит порядка 10-12 автомобилей.
Вся колония просматривается видеокамерами. 41 камера контролирует периметр и прилегающие территории, и 110 размещены в жилой и производственных зонах.
В ИК-22 установлено 10 таксофонов. С их помощью заключенные могут связываться с родными и близкими. Ежедневно им положено до 15 минут разговора.
"Если хотя бы один заключенный после выхода из колонии не вернулся к прежней жизни, устроился на работу и завел семью, значит я не зря делаю свое дело" - отметил начальник ИК-22 Андрей Анюхин.
Колония общего режима для содержания осужденных мужчин ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области - одна из самых живописных колоний Кузбасса. Она располагается на скалистом берегу Томи в деревне Мозжуха. Сегодня в исправительном учреждении отбывают срок около 400 заключенных при лимите 670 человек.