МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Кузбасс

Тамара Емцева: «У каждого концертмейстера свои тайны и тонкости»

О том, как становятся концертмейстером и почему он необходим в театре.

Музыкальный театр Кузбасса готовится ко встрече юбилейного, 80-го сезона. Возрождая забытые традиции, мы начинаем цикл публикаций творческих портретов людей театра. Тамара Васильевна Емцева – почетный работник культуры Кузбасса концертмейстер Музыкального театра с огромным опытом, педагог-наставник, 45 лет творческой деятельности отдавшая Музыкальному театру Кузбасса, знакомит с тайнами и тонкостями любимого дела.

Фото из личного архива Тамары Емцевой.

Концертмейстер часто остается в тени исполнителя, и зачастую зритель не догадывается, какую колоссальную работу он проделывает. «Профессии концертмейстера не учат, ее познают самостоятельно», –  говорит Тамара Васильевна. И правда, этот труд требует постоянного нахождения в прекрасной физической и пианистической форме, безупречного владения техникой игры на инструменте и умения оказать необходимую помощь солистам в разучивании партий. Концертмейстер «считывает» певца, особенности его личности, знает тонкости и детали взаимодействия с каждым солистом, что требует знаний психолога. Концертмейстер должен излучать спокойствие и абсолютную уверенность, какая бы непредвиденная ситуация на концерте ни сложилась, и этим спокойствием заразить артиста, развеять его страхи. Для того чтобы помогать солисту в создании музыкального образа персонажа, контролировать и направлять его в работе над сложным материалом, концертмейстер должен отличаться развитым вкусом и интуицией, объемным музыкальным багажом и широтой интересов дирижера. Тамара Васильевна Емцева, в полной мере обладает всеми качествами, необходимыми концертмейстеру, а также огромным опытом, поэтому солисты Музыкального театра Кузбасса в работе над спектаклями или концертами стремятся работать именно с ней.

Старое пианино и зажатые руки

А начиналось все со старого пианино в доме польского города Легница, где после Великой Отечественной войны служил отец нашей героини, офицер Советской Армии Василий Тимофеевич Емцев. При отъезде в СССР с разрешения командования пианино забрали с собой: глава семьи решил учить дочерей музыке. «Помню дорогу, по которой папа вел меня в музыкальную школу, – вспоминает Тамара Васильевна. – Мне было тревожно, учиться не нравилось, но преследовало слово «надо». Учителя в музыкальной школе в городе Петровске Саратовской области постоянно менялись, и никто не научил меня правильной постановке рук. Я сдавала вступительные экзамены в волгоградское училище искусств с зажатыми руками. Но там меня встретила прекрасный педагог Алла Дмитриевна Фимина, которая сделала мои руки свободными, и я заиграла». Еще во время учебы Тамара подрабатывала аккомпаниатором художественной и спортивной гимнастики в детской спортивной школе, затем в художественной самодеятельности во Дворце культуры Волгограда. По окончании училища начала работать в хоровой капелле волгоградской филармонии. С этого момента профессию юная концертмейстер стала осваивать по-настоящему: «Я училась у педагогов-вокалистов, у самих вокалистов, у дирижеров, у режиссеров. Пришлось мне учиться всю жизнь».

Гармонизировать пространство вокруг себя – это талант

В театр оперетты Кузбасса Тамара Васильевна пришла в 1978 году, 45 лет назад, с тех пор бессменно служа в театре. Она принимает участие в работе над всеми премьерными постановками, большими и камерными концертными программами театра. Ей, профессионалу высокого класса, легко давались тонкости работы во всех жанрах – оперетты, оперы, мюзикла, музыкального спектакля, камерного и эстрадного вокала. С 1998 по 2003 годы она занималась со студентами специальности «Актер музыкального театра» Кемеровской государственной академии культуры и искусств. Работала в оркестре театра, была концертмейстером в созданной при театре балетной студии. О своей гастрольной работе в оркестре Тамара Васильевна вспоминает так. «Сложные были времена. По необходимости нас, концертмейстеров, кидали в оркестр, где не было фагота, кларнета, в общем, целого ряда инструментов. Иногда отсутствовал пианист. А на гастроли ехать надо. Мне приходилось играть по клавиру, в котором дирижер отмечал соло недостающих в оркестре инструментов. В результате получалось не столько звучание собственно оркестра, сколько соло фортепиано с оркестром. Вскоре ситуация улучшилась – музыкантов стали приглашать из филармонии. Во время гастрольных поездок мы выступали на заводах, в клубах. Бывало, приезжаем в клуб, открываю инструмент – а там неполный набор клавиш, некоторые вырваны. И когда палец попадает на место отсутствующей клавиши, ощущение не из приятных».

Коллеги Тамары Васильевны по театру признаются, что она умеет волшебным образом гармонизировать атмосферу вокруг себя, сделать так, чтобы любому человеку рядом с ней было уютно и тепло. «Соединение человеческого внимания и профессионального подхода, доброты, особенно к молодым исполнителям, за которых она всегда переживает, дорогого стоит», – отмечает художественный руководитель театра Владимир Юдельсон. Для нее главное – служение. Надо видеть, как Тамара Васильевна стоит за кулисами с нотами в руках, внимательно слушает  и переживает за вокально сложный музыкальный фрагмент спектакля. Концертмейстеры – бойцы невидимого фронта, люди, которых часто зрители не знают, но во многом благодаря которым любовь и признание аудитории достаются вокалистам.

Солисты особенно ценят труд Тамары Васильевны, отмечая, что работать с ней одно удовольствие, даже счастье. Она никогда не бывает равнодушной, с огромным терпением относится к промахам вокалистов в процессе черновой работы, особое внимание уделяя молодым и неопытным. Тамара Васильевна беседует с ними, объясняет смысл музыкального произведения, художественную ценность музыки и текста, воспитывает в ученике культуру звука, культуру слуха. «С молодыми вокалистами я сейчас работаю немного, – говорит Тамара Васильевна. – Они очень заняты в мюзиклах, у них нет времени для участия в концертных программах. У молодых возникают трудности, когда они переходят от пения в мюзикле к классическому пению. Есть в театре такие вокалисты, которые учились на «народника», поют в мюзиклах, а для камерного концерта необходимо добиться правильного академического звучания. В таком случае вокалист занимается не только со мной, но и с педагогом по вокалу. Был у меня ученик, у которого отсутствовала музыкальная база, он не мог голосом повторить ноту, которую я предлагала ему на рояле. Я советовала ему прослушивать романсы, оперы, он ходил в фонотеку, овладел фортепиано. Постепенно стал понимать и любить классическую музыку, возникло желание развиваться в профессии».

Концертмейстер всегда рядом

Тамара Васильевна отлично знает особенности вокала каждого артиста театра, всегда может дать нужный профессиональный совет, но признается, что интереснее ей работать с опытными вокалистами, имеющими самостоятельное мышление, позволяющее им привносить что-то свое в процессе работы над произведением. «Концертмейстер – один из наиболее важных людей в театре, – рассказывает одна из ведущих солисток театра Эллина Александрова-Тельбух. – Ведь самая черновая работа по подготовке спектакля, концерта происходит с концертмейстером, а дирижер подключается позже. Есть пожелания со стороны дирижера, режиссера, которые нужно учесть. Это забота концертмейстера».

В разучивании музыкального материала вокалистом есть свои тонкости. Так, нужно одновременно следить за чистотой пения, техникой, необходимой интерпретацией и точностью воспроизведения текста. Но особая сложность для певца – исполнение камерной музыки. Музыка гениальных русских композиторов требует от артиста не только большого голоса, но интеллекта, музыкальности, развитого вкуса и высокого уровня культуры. Тамара Васильевна, выступая не только как концертмейстер, но и в качестве режиссера-постановщика камерных тематических концертов театра, выбирает произведения, исходя из характера и индивидуальности артиста. «Тамара Васильевна грамотно расставляет акценты, говорит о необходимом темпе, со стороны подскажет, какая нота лучше звучит, на какую лучше перейти раньше, на какую позже, – рассказывает Эллина Александрова-Тельбух. – Как вокалист себя не всегда слышишь, а концертмейстер всегда рядом. Бывает, что с горлом что-то не так, приболела, Тамара Васильевна советует – здесь надо тише петь, и сразу выстраивается грамотное, правильное исполнение. Такой концертмейстер необходим, как воздух. А еще с нашей Тамарой Васильевной не боишься. Я знаю, что на Тамару Васильевну я могу положиться железно. Бывает, что произведение сложновато, не до конца освоено, велика вероятность ошибиться, но уверена, что Тамара Васильевна «подхватит» в любом месте и выправит ситуацию. У меня возникала подобная история. Во время концерта, уже в процессе исполнения арии почувствовала какое-то сомнение и через всю сцену пошла к Тамаре Васильевне. И всё вспомнилось – слова, ноты, ушла растерянность и неуверенность».

Камерные концерты театра, такие как «Музыка радужных грез», «Песнь весны», «И сердце вновь горит и любит» пользуются успехом у зрителей. «Работать на публике в концертной программе ответственно, – рассуждает Тамара Емцева. – Нравится, когда результат хороший, всё складывается и получается, публика принимает. Интересный, но сложный сам процесс подготовки концерта. Иногда не знаешь, что из этого получится, как воспримет публика. Но Светлана Мухтарума, вокалистка и ведущая концертных программ, подбирает очень интересные, содержательные тексты, умеет так объяснить историю каждого романса, что сложные произведения слушаются легко». Кропотливую работу проделала Тамара Васильевна при подготовке музыкально-литературных композиций, созданных по произведениям А.С. Пушкина, и концертных исполнений опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила» П. И. Чайковского. «Делала выборки из клавира «Евгения Онегина», наиболее известные арии Татьяны, Онегина, Ленского, Гремина, Трике, – вспоминает Тамара Васильевна. – Вместе с Эллиной Александровой-Тельбух мы переложили хор «Девицы-красавицы», сделав дуэт. Борис Каширский брал цитаты из поэмы «Евгений Онегин» для характеристики образов. Сложнее шла работа над литературно-музыкальной композицией «Метель» по одноименной повести А.С. Пушкина. Мы стремились к тому, чтобы музыкальный материал стал характеристикой персонажа. Так, Константину Круглову, который играл роль Владимира, жениха Маши, подобрали романс «Влюблен я, дева-красота» Даргомыжского. Юлия Смердова, артистка хора, ставшая у нас пушкинской 17-летней Машей, исполнила романс А. Даргомыжского «Мне минуло 16 лет». Вячеслав Соболев-Бурмин пел Чайковского, «Мы сидели с тобой». Долго размышляла над финалом, нашла романс Чайковского «Первое свидание». И все сложилось удачно. С профессионалами работать легко и приятно». А профессионалы-вокалисты уверены не только в надежности Тамары Васильевны, но и в том, что на таких людях театр держится.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах