В самом деле, зачем усложнять? Если спектакль после новогоднего утренника – значит, развлечение. Сценарий незамысловат: одеться нарядно, хороводом вокруг елки, получить конфету или подарок и на спектакль; потом по программе минимум утвердительно спросить ребенка: «Понравилось?»; по программе максимум дополнительно поинтересоваться, что понравилось; принять это к сведению. Все. Мероприятие состоялось. Есть мнение, что для культурного посещения театра нужно еще и книгу прочитать. Но тогда же ребенок будет знать содержание, ему будет неинтересно смотреть. Логично. Вывод – лучше не читать. А еще лучше – в кино, там можно совместить просмотр с едой, а еще лучше – в кино в торгово-развлекательном центре, там и еды купить заодно для дома, чтоб два раза не ездить. Короче, не до театра.
«Детей необходимо водить в театр!»
В этом уверен Григорий Забавин, директор Театра
Вообще, опрошенные нами люди искусства оказались
«Заигрывать и сюсюкать с ребенком не нужно, это неправильно, – считает Григорий Забавин. – У него есть свои боли – нам кажется, что это не так. Так вот, это так – свои страхи, свои очень серьезные проблемы, порой даже гораздо более серьезные, чем взрослые проблемы, и помочь ему, поговорить об этом можно. У нас есть спектакль «Смотреть после десяти» про двух молодых людей, которые отправились в дом престарелых, у одного из них не было дедушки. Они нашли дедушку, подружились с ним, полюбили друг друга. Дедушка научил их мастерить воздушного змея, они устроили ему день рождения, вывели в соседний сквер, хотя он уже много лет не выходил из своей комнаты. В финале дедушка умирает. Зал рыдает весь. Приходит ко мне учительница: «Что такой финал грустный? Не надо так детям». Надо! Мы же не расстреляли его. А дедушки, к сожалению, время от времени умирают. И те дети у которых это произошло, научатся справляться с этим, а те, у кого это еще не произошло, научатся больше ценить своих дедушек и бабушек, начнут тянуться к ним. Лишний раз подойдут и обнимут».
Равнодушие – главная беда общества
Важен разговор с ребенком. Просто найти для ребенка
«Дети сами выбирают себе героя, за которого
Желание игры
«Театр не должен быть иллюстративным, – отмечает Григорий Забавин. – Нет рецепта, читать ли книжку или нет перед спектаклем. Здесь важен такой момент: мы же прочитали книжку, зачем смотреть это в театре? Театр не занимается разводом текста в мизансценах, это вообще вне поля работы театра. Театр выстраивает художественные образы, и они порой принципиально отличаются от книжных. Мне забавны бывают сравнения «мы читали, а в книжках не так!», высказанные даже в форме некоей претензии: театр, понимаешь ли, не оправдал. В театре гораздо выше мера условности. И театр полон придумок. В спектакле про Нильса мы придумали, что гуси – такие корзинки, на которых белый платок и прищепка. А белки – это варежки. Кошка – черная подушка. В спектакле «Волшебное кольцо», кстати, этот спектакль – лауреат Всероссийской национальной театральной премии «Арлекин», в 2013 году это был лучший детский спектакль России, так вот там кошка – меховой воротник, собака – шуба потрепанная, а змея – это канат. Мы не хотели делать некую фигуру собаки на колесиках с мигающими горящими глазами. Мало того, мы точно знаем, что такая игра по превращению абсолютно любого предмета во что угодно – это игра, которой дети научаются. Мы играли спектакль в Санкт-Петербурге, там мощное сообщество мамочек, которые водят детей в театр, и они привели детей на спектакль. И вечером – я совершенно случайно нашел это сообщество, зашел туда – мамочки говорили, что дети сошли с ума, они вытащили всякие ложки-поварешки, шарфы-ботинки и давай это все превращать. Вот детское воображение, когда театр спровоцировал детей на игру, на рождение игры, исходя из своего воображения, и это гораздо важнее иллюстративности – того самого манекена собаки. Полиэтиленовые пакеты изображают медуз, и это не от бедности, а от желания игры. Главная задача театра – играть со зрителем, а уж с детьми – тем более».
Незащищенность
Изменились ли дети за последнее время – интересовались мы у деятелей искусства и получали разные ответы. «Дети остро чувствуют неправду, неувлеченность актеров своей работой, с детьми нужно разговаривать на нормальном, понятном языке и играть для них хорошо. Дети переживают, включаются в игру вместе с артистами. Театр должен сделать хороший спектакль, на который ребенку захочется пойти, едва прочитав название», – отмечает Наталья Бровикова.
Иван Крылов говорит, что «семейный поход в театр – редкость! У детей – школа и репетиторы, у родителей – работа, чтобы все это оплатить. Места для театра, увы, нет! Мне очень хочется верить, что эти времена пройдут. И еще: с ребенком обязательно надо говорить после спектакля. Ребенок откроет вам такие горизонты, о которых вы даже не думали. Не надо учить ребенка после спектакля, надо обсуждать, чтобы родилась маленькая, но честная, только вами открытая истина. Всей семьей в театр – всей семьей обсуждать прожитое в театре! Тогда семья будет не формальна. Тогда и у ребенка будет духовный рост больше. Тогда и появится культурное общество в стране».
Григорий Забавин, напротив, говорит об изменении зрительской аудитории. «И дети, и взрослые изменились примерно одинаково за последние 15-20 лет. Они стали менее защищены внутренне, у них очень мало опыта душевных переживаний. И поэтому они, с одной стороны, не хотят, чтобы им карябали душу и били по голове, а с другой стороны – остро в этом нуждаются. Потому что у них в театре происходят прозрения. Театр должен в этом отдавать отчет и этим заниматься. По большому счету заниматься нужно только этим».